Рождественский свет

Рождественский свет

3 января 2022

Тихая радость, ощущение прикосновения к тайне, нежность и мягкий, очаровывающий свет – большинство людей, которые искренне празднуют Рождество Христово, опишут его именно так. Это праздник без фейерверков и хлопушек, но по силе эмоций мало с чем сравнимый.

О Рождественском чуде, о традициях и символике этого январского дня мы поговорили с настоятелем храма во имя святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских иереем Антонием Козловым.

Огни в темноте

Уже много лет маленький деревянный храм озаряет огромную территорию старого аэропорта в центре Брянска своими светящимися в темноте окнами. Еще недавно вокруг было поле, сейчас выросли микрорайоны. А внутри маленького деревянного храма по-прежнему идут службы, и сквозь витражные окна разноцветными огнями мерцает пламя лампад и свечей.

К 7 января здесь обязательно устанавливают вертеп – кукольную пещеру с фигурками младенца Христа, Богоматери, волхвов и животных, которые также удостоились стать свидетелями величайшего чуда. Еловые лапы, гирлянды и венчающая композицию Вифлеемская звезда – ее треть века назад своими руками сделал отец нашего собеседника, любимый многими в нашем городе священник – отец Александр Козлов. Тогда в Советском Союзе купить звезду можно было только красную, пятиконечную…

– Отец Антоний, традиция служить Рождественскую службу ночью идет с тех же времен?

– Этот обычай идет еще от первых христиан. Так делали и мой дедушка, и отец. А теперь и мы сохраняем традицию. Конечно, можно служить и утром, но ночью особая радость, таинственность, мы как будто сопереживаем темноте той самой пещеры.

Украшение дороже золота

– Уже две тысячи лет люди стараются объяснить этот выбор, почему Господь родился в убогой пещере, в хлеву, среди животных?

– В этом скрыт глубочайший смысл. С одной стороны, так Бог явил нам величайшее смирение. Он – Царь Славы, творец всей вселенной не выбрал для своего рождения ни дворец, ни любое другое подобающее место. Он пришел в мир под покровом темноты и тайны, хотя его ждали уже несколько столетий. Его первыми увидели те, кто почувствовал чудо своим чистым сердцем.

А еще Господь показал нам, людям, склонным тянуться к земным благам и богатству, что для истинного счастья и радости богатство и роскошь не так уж сильно и нужны. Они не так значимы, как мы думаем.

– Я встречала мнение, что эта бедная темная пещера символизирует еще и душу человека…

– После грехопадения люди действительно омрачают и опустошают свои души, подобно той пещере. И они очень нуждаются в живительном Божественном свете.

– Мы украшаем дома, наряжаем вертеп к Рождеству, как в таком случае мы можем украсить к этому празднику свою душу?

– Делами добра и милосердия. Господь говорил: «Кто послужил малым сим, тот послужил мне». Помнить об этом нужно на протяжении всей жизни. Но в праздник – особенно.

Рождество – это дополнительный повод поучаствовать в жизни тех, кто сильнее других нуждается в заботе и радости. Мы можем уподобиться Богомладенцу, который принес радость в каждый дом, именно к этому и призывает нас Господь, делать что-то подобное, нести радость. Дарить, делиться этим теплом с окружающими.

Пост – это взгляд внутрь

– Празднику предшествует продолжительный пост, но что уж скрывать, подавляющее большинство воспринимает его как один из видов здорового питания… Как понять: ты постишься или ты на диете?

– Это довольно просто. Когда мы начинаем пристально вглядываться внутрь себя, то начинаем замечать в себе много страстей – болезненных привязанностей к чему-либо, что делает нас хуже, отвлекает нас от главного. Пост – это то время, когда мы отыскиваем в себе эти страсти. Мы воздерживаемся не только и не столько от определенной пищи, но и воздерживаемся духовно. Усиливаем молитву, стараемся не обижать близких, не срываться на них. А то часто мы отказываемся от мяса или молока, но не отказываем себе в «удовольствии» укусить кого-то побольнее.

Истинный пост – это духовное взросление человека, в христианстве такой процесс называется «обожение» – становление подобным Богу. Это внутреннее очищение всего себя, а не только своего тела отказом от определенной пищи. Если речь только о питании – это диета, а если о молитве и очищении себя, то это уже обретает форму поста.

– А вот еще про подмену. Пару лет назад шли жаркие споры про национального Деда Мороза и заморского Санту, но и они стихли. Санта все больше отвоевывает себе места и в наших умах, и в сердцах, и в самом празднике. Теперь уже он – центр Рождества, к сожалению…

– Как ни печально, но в этом есть большая доля реальности. Человеку проще, легче и приятнее думать о земном, о подарках, угощении и веселье. Поэтому подарки и Санта – более понятны. И мы начинаем забывать, что это не кто иной, как Святитель Николай, чей образ есть в каждом православном доме. И он действительно делал добро. Но во имя кого он его делал? Мы же говорим: «С Рождеством!» А с чьим Рождеством? Младенца Христа, и славу воздавать нужно именно ему, он – центр этого праздника. Вот и получается подмена – поклонение святому, а не его создателю.

– Святителю, наверное, печально наблюдать за тем, что творят с его образом…

– Святой Николай в свое время Ария уличил в ереси. А Арий был на рубеже третьего-четвертого веков почитаемым священником, проповедником, искуснейшим оратором. У него был истинный дар слова, но святой Николай сумел указать ему на заблуждения. Думаю, и мы бы услышали от него нелестное замечание, если бы были достойны общаться со святыми.

Будьте как дети

– В вашей семье были особые рождественские традиции?

– Отец был человеком милосердным, поэтому каждый год мы всей семьей ездили в детские дома, туберкулезные центры, в дома престарелых. Мы пели колядки, рассказывали рождественские истории. Старались согреть душевным теплом тех людей, которые в силу обстоятельств лишены этого.

В воскресной школе мы, дети, собирали сладкие подарки. Тогда, в 90-е годы, конфеты, печенье и мандарины были чем-то невероятным! Их раздавали всем детям, которые причащались. И было радостно оказаться сопричастным благому делу.

– Ваши дети любят Рождество?

– Конечно! Мы стараемся им объяснять происходящее, но всего замысла – о том, что Господь пришел в мир пострадать, искупить каждого из нас, они пока не вполне понимают. И все же они уже видели рождение своих братьев, поэтому понимают, с каким трепетом этого чуда ждут в семье, какая радость приходит в дом вместе с новорожденным. И им искренне понятны те чувства, что мы испытываем от рождения Богомладенца. 

Мы неслучайно выбрали для Рождественской беседы храм во имя святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Здесь, у мощей почитаемых в нашей стране покровителей семьи и супружества, этот светлый праздник обретает особое звучание и смысл. Святые Петр и Феврония своей молитвой охраняют и умножают радость. Потому что нет большей радости, чем истинная верность и дружба внутри семьи.


Количество просмотров: 381