Рожденные летать. Сещинский авиаполк.
АН-124 «Руслан», по кодификации НАТО «Сondor» (Кондор), на чьем счету 28 мировых рекордов, завершил руление и замер в начале взлетной полосы. Четыре мощнейших реактивных двигателя, прогреваясь, передавали дрожь всему самолету. Казалось, что этому гиганту просто не терпится начать разбег и взлет. В кабине экипаж в рабочем режиме проверяет показатели всех бортовых систем «Руслана». Четкие, быстрые фразы на профессиональном языке, слаженная работа команды должна мне внушать спокойствие перед взлетом, но я волнуюсь. И вот, инструктор, командир эскадрильи Владимир Буров докладывает, что двигатели прогреты. Командир экипажа Дмитрий Коркатенков отдает команду на взлет. «Руслан» начинает уверенный, стремительный разгон, да так, что приходится держаться за кресло командира, и через какое-то мгновение почти 300 - тонный самолет отрывает все свои 24 колеса шасси и устремляется ввысь…
В этот день боевые экипажи должны были проводить учебные полеты в условиях плохой видимости. Погода оказалась немного лучше прогнозируемой, поэтому в программу полетов был добавлен элемент, который летчики называют «полет с конвейра». Самолет касается взлетной полосы в режиме посадки и тут же начинает взлет. Все сосредоточены на своей работе. Видно, что для каждого члена экипажа - это ежедневные, трудовые будни. Нет боевых заданий – выполняют тренировочные полеты. «Летчик, как спортсмен должен, постоянно должен быть в тонусе, совершенствовать свои навыки и умения. За кажущейся легкостью в управлении этой махиной сотни и тысячи летных часов», - говорит мне заместитель командира полка, летчик первого класса, подполковник Евгений Зайцев. А еще Евгений переживает, что много времени отнимает штабная работа, и он с огромным удовольствием променял бы кабинет замкомполка на штурвал боевой машины. Хотя, стоит отметить, что даже высший командный состав полка - прежде всего боевые летчики. И не смотря на огромный опыт, они обязаны поддерживать свой уровень пилотов на высоте.
Внизу между тем проплывает Дубровка, заснеженные пейзажи. Двигатели работают в рабочем режиме. Высота 550 метров, скорость 250 км/ч. Пока не начали поворот, я узнаю, что летчикам на земле снится совсем не небо, самолеты, дальние горизонты и облака, уплывающие вдаль. Многим снится дом, семья, родные, которые ждут их и любят. А ждать, порой, приходится долго. Бывает, что на выполнение боевых заданий уходят месяцы. Сирия, Ирак – это из «крайних» пунктов назначения. Не скажу, что летчики уж очень суеверный народ, но слово «последний» предпочитают не употреблять. А, вообще, за всю историю полка ребятам пришлось побывать на всех континентах, за исключением Антарктиды, в десятках государств, приземляться на сотнях аэродромов. Ангола, Ливия, Армения, Индонезия, Венесуэла, Чехия, Вьетнам. Горячие точки, природные катастрофы, гуманитарные миссии – задачи масштабные, серьезные. По плечу только сильным машинам и крепким парням.
Приземлившись и попрощавшись с командой, я проводил взглядом «Руслан». У него сегодня было много работы. Помимо дневных полетов, еще запланированы и ночные. А меня ждала встреча с командиром полка. Если честно, я ожидал увидеть сурового, грозного мужчину, прошедшего огонь, воду и медные трубы. Навстречу мне вышел человек средних лет, с открытой улыбкой и ясными глазами. Подтянутый, как и положено офицеру. Представился: полковник Оксс Максим Игоревич. После крепкого рукопожатия предложил чаю. Перед поездкой в Сещу мне говорили, что летчики – люди очень гостеприимные, душевные. Беседуя с командиром, я понял, что летчики еще и очень скромные люди. Неохотно Максим Игоревич говорил о себе, зато про полк и его жизнь рассказывал с большим удовольствием.
После «реформ» бывшего министра обороны Сердюкова, полк оказался на грани уничтожения. Было изъято полковое знамя, ордена, заслуженные потом и кровью летчиков. Но судьба не отвернулась от 566-го. Руководство страны, новый министр Шойгу прекрасно понимали всю важность и необходимость существования полка. Поэтому в 2013 году сюда и приехал Максим Игоревич. Вернуть к жизни воинскую часть, восстановить боеготовность техники и личного состава – таковыми стали первоочередные задачи. Существенный вклад в это дело внесла ТЭЧ – технически-эксплуатационная часть. Именно от них, от военных техников зависит состояние самолетов, их готовность выполнять поставленные задачи, безопасность и жизнь экипажа. Сегодня полк готов в любую минуту, при любых погодных условиях приступить к выполнению боевых заданий. Спасение человеческих жизней – это тоже боевое задание. Может быть, самое важное для военного. Недавно вот летали в Африку, доставляли мобильные госпитали в места, пораженные страшной болезнью Эбола. Как и в жизни любого человека, военному летчику нужно иметь крепкий, надежный тыл. А тыл – это, прежде всего семья. Жена, дети, родные. Гордость полка - школа, где сегодня учатся около 500 детей.
В беседе с командиром я понимал, что этого человека хорошо помотало по свету. Поэтому, я не удержался и задал ему вопрос: «Вы променяли бы свою профессию на что-то другое?» На раздумья не ушло ни секунды. Армия и авиация для командира полка, как и для всего личного состава части, это не синонимы слова «жизнь». Это и есть сама жизнь. Пусть непростая, зачастую опасная и непредсказуемая. Но эту жизнь они не променяли бы ни на что на свете.
Общаясь далее с этими героическими людьми, я понял, что под этими словами, не раздумывая, подписались бы как молодые, перспективные летчики, такие как Чебышев Антон Олегович и Яценко Николай Викторович, так и «ветераны» полка, к примеру, Ерко Николай Павлович. За его плечами более 70 лет военного стажа, если считать выслугу год за два. Тысячи часов в небе, сотни маршрутов и государств, где ему пришлось побывать. В музее части Николай Павлович показал мне свою небольшую коллекцию из значков, шевронов и прочей атрибутики пилотов. За каждой вещью - история, воспоминание.
А вообще к истории в полку отношение особенное и даже трепетное. Мы останавливаемся у стенда с черно-белыми фотографиями летчиков Героев Советского союза, погибшими в небе и на земле в Великую Отечественную войну. Дегтярев Василий Леонтьевич. Погиб в сорок втором. В Клетнянском районе в сорок втором возвращался с боевого задания и увидел, как фашисты принимают утренний моцион, кто-то резвится в волейбол. Утренняя идиллия стала для немцев кошмаром. 170 убитых. Самолет героя был подбит, но ему удалось бежать и скрыться. Сдал его полицай, позарившийся на летное обмундирование и часы Василия Леонтьевича. Отстреливался он до последнего патрона. Последний оставил себе…Немецкий командир приказал похоронить русского летчика у церкви в деревне Голубея. На надгробном камне немцы написали «Русскому богатырю»…
Константинова Тамара Федоровна. Единственный летчик-женщина во время войны, летавшая на знаменитом ИЛ-2 или, как его называли немцы, «Летающий танк». 14 летчиков полка во время Великой Отечественной войны были удостоены высшей государственной награды. Узнал я и почему в названии полка говорится «Солнечногорский». Оказывается именно там, под Солнечногорском, в 1941 году полк получил боевое крещение.
Память. Без памяти о прошлом нет будущего, нарушается связь поколений, а в истории появляются пробелы, готовые потеснить истину и завоевания наших предков. Может поэтому, как дань памяти, 6 декабря каждого года в части не проводятся тренировочные полеты. В память о друзьях, коллегах, собратьев по небу, погибших на «Руслане» в 1997 году под Иркутском…
Покидая расположение части, я, почему - то, вспомнил фильм «Офицеры», где один из героев говорит про службу в армии такие слова: «Есть такая профессия – Родину защищать». Будучи, по сути, мальчишкой, в 18 лет служа в армии, я не слишком глубоко задумывался о сути этой профессии. Теперь для меня многое стало понятным. Дошел смысл этих слов. У военных летчиков есть такое выражение «Миллион на миллион». Это значит, что погодные условия лучше не придумаешь, ясное небо, прозрачный воздух и отличное боевое настроение. Мы желаем всему личному составу 566-го Солнечногорского краснознаменного Ордена Кутузова III степени военно-транспортного авиационный полка и их семьям богатырского здоровья, благополучия и, конечно же, «миллион на миллион»!!!