Взгляд сквозь призму времени

Взгляд сквозь призму времени

5 февраля 2020

Гимназия №4, одно из старейших учебных заведений Брянска, отметила 70-летний юбилей.

Радостные улыбки, волнение, слезы, цветы, воздушные шары… На юбилейное торжество в четвертую гимназию пришли старые друзья-выпускники разных лет, педагоги-ветераны, родители учеников, почетные гости.

– Зачем мы собрались? Затем, чтобы вспомнить детство и свою школу. Потому что школа, как и детство, есть у всех. Зачем дни рождения? Сделать паузу, остановиться, чтобы двигаться дальше с надеждой и вдохновением,такими словами начала праздничный вечер директор гимназии №4, заслуженный учитель России, педагог с 44-летним стажем Надежда Виноградова.

История этого уникального учебного заведения уходит корнями в 1949 год, когда в рабочем поселке построили двухэтажное кирпичное здание школы №5, рассчитанное на 400 учеников. В 56-м, после объединения Брянска и Бежицы, школе в Володарском районе присвоили новый номер – 24-й. Сегодня гимназия №4 – это три здания, благоустроенная территория, больше 50 учебных аудиторий, два спортзала и две библиотеки, просторный актовый зал.

2222.png

Здесь трудятся три заслуженных учителя России и 24 почетных работника образования, почти все педагоги имеют высшую квалификационную категорию. Здесь внедряются инновационные методы обучения, бережно хранятся традиции, постоянно идет творческий поиск.

О том, какой путь прошло учебное заведение за эти годы, как оно менялось вместе со страной, рассказывают учителя гимназии №4.

60-е годы: время верности идеям


Ольга Александровна ДЕНИСЕНКО, учитель начальных классов, выпускница школы №24:

– В первый класс школы №24 я пришла в 1961 году, проучилась здесь десять лет, нашла друзей и подруг, дружбой которых дорожу и сейчас. Кстати, здесь же учились мои старшие сестры и братья. Директором тогда был Олег Иванович Минько. Школа в те годы напоминала хорошо отлаженный механизм: все четко, строго по плану.
Огромное внимание уделялось идеологическому воспитанию. Октябрята, пионеры, комсомольцы - это были не просто слова, это была жизнь! Помню, как нас, октябрят, разбивали по «звездочкам», и мы, «внуки Ильича», соревновались за право стать лучшими в классе. Мечтали поскорее вступить в пионерскую организацию, готовились, учили клятву. В торжественной обстановке нам повязывали пионерский галстук…
  
В школе было много кружков, студий, секций. Именно в 60-е годы у нас появился знаменитый школьный хор, слава о котором гремела на всю область. Его создал Георгий Митрофанович Цуцура.
Можно очень много вспоминать о школе, и все эти воспоминания теплые, добрые, душевные. А сейчас здесь учителями работают уже мои бывшие ученицы: Ольга Евгеньевна Письмененко и Оксана Викторовна Дудникова.

70-е годы: время дружбы


Зоя Викторовна АЛЬХОВАЯ, учитель английского языка, заместитель директора:

– Школа в то время была центром культурной жизни. Здесь сложился замечательный коллектив с высокой планкой профессиональных и человеческих отношений, его возглавляла кавалер ордена Ленина Мария Трофимовна Рябова. Мы занимали первые места в различных слетах, конкурсах, выставках. Старое небольшое двухэтажное здание было очень уютным. И создать такую обстановку нам помогали шефы – 85-й ремонтный завод, на котором работали многие родители наших учеников.

22222.png

В те годы я руководила клубом интернациональной дружбы – КИДом. Это было своего рода окошко в мир иноязычной культуры. Мы организовывали ярмарки солидарности, перечисляли вырученные деньги в Фонд мира, переписывались со школьниками из ГДР, Болгарии, Польши, Венгрии, собирали значки, марки, открытки.

В 70-е годы у нас появился школьный музыкальный ансамбль, мы начали проводить первые дискотеки, танцевали под песни Дина Рида, «Битлз», «Би джис», «Лед Зеппелин», «Назарет». Эта традиция жива до сих пор: вместе с учителями английского языка Антониной Михайловной Гончаровой, Натальей Анатольевной Кузминич и Марией Сергеевной Горбачевой наши гимназисты исполняют мировые хиты на ежегодных праздниках английского языка.
  

80-е годы: время воспитания патриотов


Виктория Владимировна РОДИТЕЛЕВА, учитель математики, бывшая выпускница школы №24:

– В 80-е годы огромное внимание уделялось патриотическому воспитанию. Нашему классу было дано задание разыскать Героя Советского Союза, бывшего ученика школы Николая Корнюшкина. Возглавляла поиск наш классный руководитель Валентина Никифоровна Волкова. Мы поднимали архивные документы, делали запросы и в конце концов нашли героя, даже приезжали к нему в гости в Москву.

222222.png

Николай Федорович много рассказывал нам о войне, мы переписывались с ним, посылали подарки, поделки от класса. На старом здании гимназии висит мемориальная доска с именами выпускников школы Героев Советского Союза танкиста Николая Корнюшкина, летчика Бориса Афанасьева и партизанки-разведчицы Вали Сафроновой. В начале 80-х улица, на которой стоит наша гимназия, была переименована в улицу имени Афанасьева. И я горжусь тем, что мы, школьники 80-х, внесли свой, пусть небольшой вклад, чтобы сохранить память об этих удивительных людях.

Еще одно яркое, незабываемое воспоминание школьных лет – наши походы на демонстрации 1 мая и 7 ноября! Мы вставали с раннего утра и шли пешком, с шарами, флагами, транспарантами, от школы, из Володарского района, до площади Ленина. А назад нас везли на открытых грузовых машинах. Было так здорово и весело! Сегодня вместе с учениками я и мои коллеги по параллели Лариса Андреевна Просянник, Олеся Леонидовна Казакова ходим на парады поколений и «Бессмертый полк».
  

90-е годы: время поиска и перемен

Татьяна Дмитриевна ГОНЧАРОВА, заместитель директора, заслуженный учитель РФ:

– В 90-е годы для школы настали времена перемен, экспериментов, поиска новых путей в образовании. И наш педагогический коллектив участвовал в этом самым активным образом. Надежда Михайловна Виноградова возглавляла клуб творческой педагогики «Поиск», мы выезжали на «коммунарские» сборы, изучали различные интерактивные технологии и методики, проводили открытые уроки, конференции, дискуссии.

333.png

Мы ездили на семинары в другие города, общались с ведущими педагогами страны, знакомились с технологией развивающего обучения, эвриканским движением, зарубежными педагогическими методиками. И, конечно же, этот передовой опыт наши учителя внедряли в школе.

В эти годы у нас появились тьюторы – педагоги, сопровождающие образование ребенка по индивидуальным программам: Елена Михайловна Горохова, Галина Сергеевна Гусева и другие. Наша школа вошла в число 200 инновационных образовательных учреждений России, была единственной экспериментальной площадкой сети «Эврика» в Брянской области.
В начале 90-х мы стали проводить первые балы. Старшеклассницы сами мастерили себе наряды, шили бальные платья из штор. Эстафета подготовки балов перешла к нашей талантливой Елене Юрьевне Резаевой и ее не менее талантливым помощницам Елене Сердюковой и Наталье Федоровой, которые превратили их в яркие театрализованные музыкальные постановки.
Мы все были охвачены энтузиазмом, экспериментировали, находились в постоянном творческом поиске!

21-й век, «нулевые» годы: время побед


Татьяна Владимировна ТРОШИНА, учитель начальных классов:
  
– Мой роман с гимназией №4 начался в 1999 году, когда я пришла сюда работать и с первого взгляда полюбила это учебное заведение. Двухтысячные годы стали ярким, насыщенным временем в жизни нашего учебного заведения. Мы завоевывали призовые места в различных муниципальных, региональных и федеральных конкурсах. Гимназия как лучшее образовательное учреждение дважды получала президентские гранты по миллиону рублей, эти средства позволили усовершенствовать материально-техническую базу, поднять учебный процесс на еще более высокий уровень.

3333.png
  
Участие в профессиональных конкурсах – давно сложившаяся традиция гимназии. Наши педагоги – Татьяна Джоновна Сидорова, Сергей Юрьевич Гридин – стали победителями конкурса «Учитель года». В 2011 году звание лучшего учителя на региональном этапе конкурса досталось мне, а на всероссийском этапе я завоевала приз зрительских симпатий.
Победы в конкурсе «Лидер в образовании» среди заместителей директоров одерживали Елена Николаевна Смирнова, Галина Михайловна Беспалова, Татьяна Дмитриевна Гончарова. А Надежда Михайловна Виноградова стала «Директором года».

Я горжусь тем, что работаю в коллективе вместе с такими замечательными педагогами и могу называть себя учителем гимназии №4. И, конечно же, в том, что учебное заведение достигло таких впечатляющих успехов, огромная заслуга нашего директора Надежды Михайловны Виноградовой.

Гимназия сегодня: время двигаться вперед


Оксана Викторовна ДУДНИКОВА, учитель начальных классов, выпускница гимназии №4:

– Если спросить любого человека: что делает школу современной, он наверняка скажет: компьютеры, интерактивные доски, робототехника, электронные книги и прочие гаджеты, которые, конечно же, помогают в учебе. Но я как учитель гимназии №4 уверена: школу делает современной способность учеников обучать самих себя.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок осознавал себя школьником, чтобы каждое утро он с радостью шел в гимназию, потому что здесь можно проявить себя, почувствовать свою значимость.
Вы спросите: как этого достичь? У каждого ищущего учителя – свой рецепт. А наши находки – это, во-первых, символика гимназии и класса: знамя, гимн, атрибуты формы. Она дает возможность ученику почувствовать себя частью большого и дружного коллектива. Во-вторых, это наши уже сложившиеся традиции и зарождение новых.

333334.png

Ведь любое общее дело, будь то посадка туевой аллеи или закладка капсулы времени, объединяет детей, родителей и учителей. В-третьих, это мастерство каждого педагога, который ежедневно ищет ответа на вопрос – как научить ребенка учиться, как сделать этот процесс увлекательным, радостным и интересным. Учителя гимназии №4 высоко держат планку профессионализма, заложенную 70 лет назад.

Наша гимназия – разная! Строгая и праздничная, шумная и спокойная, традиционная и инновационная. И самое главное, самое ценное в ней, конечно же, люди – ученики, их родители и учителя!
Количество просмотров: 1851