Заслуженный учитель России Надежда Михайловна ВИНОГРАДОВА. Учитель: в поисках своего пути
Надежда Михайловна Виноградова, директор брянской гимназии №4
• родилась: 1955 год, Минск
• образование: исторический факультет Саратовского госуниверситета, стаж работы 39 лет
• семейное положение: замужем, две взрослых дочери
• достижения: заслуженный учитель РФ, отличник просвещения, победитель региональных конкурсов «Лидер в образовании» и «Директор года», с 1996го по 2009 год —
депутат Брянского горсовета, награждена медалью «За вклад в развитие города Брянска».
Какова роль педагога и школы в современном мире, какой должна быть сейчас система образования? Своими мыслями об этом, подчас острыми и неожиданными,
с журналом «Точка!Брянск» поделилась директор 4-й гимназии, педагог в пятом поколении, заслуженный учитель России Надежда Михайловна ВИНОГРАДОВА.
– На эти непростые вопросы я пытаюсь найти ответы всю свою сознательную жизнь. Мне кажется, что массовая профессия учителя вырождается. И как ни странно, именно сейчас, когда идет процесс модернизации образования. Возможно, мы находимся в начале очень долгого пути превращения учителя в элитную, штучную, «хендмейдовскую» профессию, где на первом плане – талант, креативность мышления, нестандартный подход, неординарные идеи. Такой учитель будет субъектом культуры – ее активным созидателем, творцом. В жизни каждого человека, будь то ребенок или взрослый, наступает некий переломный момент, новый этап – час ученичества. И в этот период ему обязательно должен встретиться Учитель – тот, кто поможет найти свой путь, сделать правильный выбор. Тот, кому захочется сказать: именно вы будете моим Учителем. В массовой школе это, наверное, невозможно.
– Сейчас школа утрачивает монополию на образование, возможно, уже утратила. И общество это видит. Школа проигрывает улице, Интернету, другим образовательным институтам, в частности дополнительному образованию. Молодым людям еще нужен аттестат, но школьное образование в его сегодняшнем виде нужно для дальнейшей жизни далеко не всегда и не всем. Конечно, школа как социальный институт никуда не денется. Но она должна самостоятельно модернизироваться, чтобы быть востребованной, нужной.
– С профессией учителя сейчас должны происходить огромные трансформации, и они постепенно происходят. Думаю, серьезные изменения начнутся тогда, когда учительское сообщество будет сдавать квалификационный экзамен, чтобы доказать, что ты – Учитель, а не просто предметник. Это как раз и предполагает новая система аттестации.
– Наш учитель по-прежнему преподает математику, историю, литературу – свой предмет. А он должен образовывать и воспитывать математикой, историей, литературой. Должен конструировать уроки под задачи, запросы конкретного ученика. Своим предметом – математикой, историей – учить ребенка принимать решения, быть самостоятельным, развивать в нем потребность учиться.
Молодые учителя со своими наставниками.
– У учителя должны появляться иные цели и задачи в образовании. И их ему никто не будет ставить – ни государство, ни чиновники, ни министерство образования, ни циркуляры. Эти цели и задачи он должен ставить себе сам. Вместе с ребенком и его родителями. Вот когда появится такой Учитель – максимально свободный, максимально ответственный за свою работу, выстраивающий с учеником индивидуальный образовательный маршрут, тогда и наша профессия станет престижной, элитной, хорошо оплачиваемой, востребованной обществом. И такой процесс уже идет.
– Нашим учителям не хватает не только индивидуальности и свободы, но и технологии. Порой они просто не знают, как правильно писать на доске, как правильно стать возле нее, как задавать вопрос, какую паузу нужно выдержать в ожидании ответа… Настоящий учитель должен знать все эти техники, быть технологически оснащенным.
– Мы постоянно бросаемся в крайности. То говорим, что образование – это миссия. То – услуга, имеющая свою стоимость. Этот спор идет до сих пор. Так кто же учитель – миссионер или человек, предоставляющий образовательные услуги? Российское учительство продолжает искать свои пути. Каждый педагог должен сам себе ответить на вопросы: чему я учу детей, как учу, какой я учитель? Что для меня моя профессия: призвание или просто способ зарабатывать на жизнь? Конечно, учитель и школа не изменятся сами по себе, если не будет запроса общества. А запрос уже есть.
– Учитель – это призвание, талант, искра Божья. Учителя по своей природе пассионарии, люди с огромной энергетикой. Учительство – это не наука, это что-то иное, сродни искусству, наверное.
Это Дар.
Трудные задачи - для сильных людей.
Научить быть умным
– 20 лет назад, в 98-м, наша школа вошла в число 200 инновационных образовательных учреждений России, была единственной экспериментальной площадкой в Брянской области по теме «Подростковая школа как школа взросления». У нас работали 15 тьюторов – педагогов, сопровождающих образование ребенка по индивидуальным программам. Тогда про тьюторскую методику еще никто и не слышал, а сейчас это уже профессия. Тьютор работает с интересом ребенка. И хотя наши дети учились у одних и тех же учителей, их учили разному, потому что интересы у них были разные. Это не значит, что мы не осваивали программу. Осваивали, но путь у каждого ребенка к этой программе был свой. В современной школе дети должны учить не основы наук, а учиться самостоятельно мыслить, приобретать навыки работать с информацией в быстро меняющихся условиях, навыки самообразования. Наш первый экспериментальный выпуск был в 2008 году, результат: из 26 учеников класса – 18 медалистов. Потому что мы научили их быть умными – этому действительно можно научить.
Педагоги гимназии - заслуженные учителя России.
Представители педагогических династий.
Учитель и ее ученица: теперь коллеги.