БГТУ – формула качественного обучения навсегда!

БГТУ – формула качественного обучения навсегда!

26 сентября 2022

О сегодняшнем дне знаменитого вуза, о важности профессии инженера журналу «Точка! Брянск» в интервью рассказал ректор Брянского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, депутат Брянской областной Думы Олег Федонин.

 

– Олег Николаевич, расскажите, пожалуйста, об особенностях приемной кампании 2022 года, количество мест, топовые и новые направления, преимущества вуза.

– Особенности приемной кампании 2022 года:

• МНОГОКРАТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ, СЛОЖНОСТЬ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ. Несколько раз устанавливались особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования. Впервые введено понятие специальной квоты, введены предметные экзаменационные комиссии по «специальным» предметам для поступающих на базе СПО (по прикладной математике, механике, основам электротехники и электроники, прикладной информатике, основам экономики), ужесточились требования к предоставлению информации о приемной кампании на сайте вуза и в федеральных информационных системах и др.      

•БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ В БГТУ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ В РАМКАХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЦИФР ПРИЕМА, где требуются в качестве вступительных испытаний результаты ЕГЭ по математике, физике, информатике и ИКТ, химии. В настоящее время в Брянской области, на наш взгляд, ощущается нехватка абитуриентов, сдающих ЕГЭ по указанных предметам.

• НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУПЕРСЕРВИСОМ «ПОСТУПАЙ В ВУЗ ОНЛАЙН». Фактически доработка автоматизированных систем и модели данных осуществлялась параллельно с работой приемных комиссий вузов России. • ОСНОВНОЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АБИТУРИЕНТАМИ – ДИСТАНЦИОННЫЙ. Документы для приема в вуз подавались абитуриентами в основном в электронной форме посредством электронной информационной системы вуза и Единого портала государственных услуг (ЕПГУ). При этом наблюдается значительный рост (в 10 раз) количества заявлений, подаваемых через ЕПГУ. Возникла необходимость мобилизации всех информационно коммуникационных технологий и технических служб вуза. Вуз готовит специалистов для транспортного, энергетического, тяжелого машиностроения, приборостроения, газовой и электронной промышленности, а также в области информационно коммуникационных технологий, защиты информации, экономики и управления. Востребованность и высокий уровень подготовки выпускников вуза косвенно определяется наличием наибольшего количества среди вузов Брянщины бюджетных мест, ежегодно выделяемых БГТУ по результатам проведения Минобрнауки России открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема (КЦП) в последние годы.

В 2022 году по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры вуз объявлял прием на 1377 бюджетных мест (самое большое количество мест среди вузов Брянской области, на 225 мест больше, чем в 2021 году), в том числе:

– по программам бакалавриата – 930 мест (по очной форме обучения – 698 мест, по очно-заочной форме обучения – 17 мест, по заочной форме обучения – 215 мест);

– по программам специалитета – 158 мест (все места по очной форме обучения);

– по программам магистратуры – 289 мест (по очной форме обучения – 226 мест, по очно-заочной форме обучения – 28 мест, по заочной форме обучения – 35 мест).

Следует отметить тот факт, что в рамках распоряжения Правительства РФ от 9 июня 2022 г. №1508 р вуз дополнительно получил 116 бюджетных мест по программам магистратуры по приоритетным направлениям научно технологического развития.

В 2022 году в БГТУ объявлен набор на следующие новые образовательные программы бакалавриата (в части профилей):

– 23.03.03 – Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов, профиль «Промышленная безопасность подъемных сооружений»;

– 27.03.04 – Управление в технических системах, профиль «Управление и диспетчеризация нефтегазового оборудования ». Кроме того, в вузе открыт прием на 194 бюджетных места по программам подготовки специалистов среднего звена по пяти востребованным специальностям, которые реализуются на базе политехнического колледжа БГТУ.

Деятельность вуза основана на лучших российских, зарубежных и собственных университетских традициях и инновациях, таких как:

– сочетание фундаментальности и прикладной направленности образования;

– приобщение студентов к науке и творчеству;

– нацеленность на обеспечение высокого качества обучения и применения современных образовательных технологий; – содействие гармоничному развитию личности;

– реализация принципа опережающей подготовки студентов.

Основные преимущества вуза: 1) большое разнообразие предлагаемых абитуриентам направлений подготовки и специальностей с большим количеством бюджетных мест; 2) высокая квалификация профессорско-преподавательского состава вуза; 3) наличие в вузе оснащенных высокотехнологичным оборудованием и современными приборами лабораторий, центров и других инновационных структур; 3) высокий профессиональный уровень подготовки выпускников и их востребованности на современном рынке труда. Следует отметить, что в последние годы в вузе созданы и успешно функционируют уникальные для Брянщины и России в целом научно образовательные центры, такие как центр коллективного пользования «Современные микроэлектронные технологии», лаборатория волнового деформационного и комбинированного упрочнения в аддитивных и субтрактивных технологиях, учебный центр «БГТУ – АО «ТРАНСНЕФТЬ ДРУЖБА», инжиниринговый центр, научно исследовательская лаборатория автоматики, телемеханики и метрологии, научно исследовательская лаборатория инженерии материалов и адаптивных технологических систем, лаборатория «Прикладная механика» и другие.

Многие из этих научно образовательных центров созданы в рамках научно технического сотрудничества с крупными промышленными предприятиями Брянщины и России.

– Болонская система образования: за и против, какой политики будет придерживаться вуз?

– В начале 2000-х годов перед российским высшим образованием стояло две задачи: повысить конкурентоспособность и качество высшего образования и найти пути сотрудничества в образовательной среде. Во многом это и стало основными предпосылками вступления России в Болонскую систему. В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию. Планировалось, что России удастся выйти из образовательно-культурной изоляции и получить доступ к международному образовательному полю. Благодаря Болонскому процессу удалось изменить образовательную политику, которая фактически осуществлялась только на национальном уровне, а также структуру высшего образования, наполнить ее новыми возможностями для студентов и преподавателей.

При этом, переход на бакалавриат и магистратуру — это только часть реформ. Болонские соглашения также подразумевали унификацию системы оценивания, создания единого механизма признания дипломов. Фактически все это делалось для того, чтобы образовательные программы в университетах становились более мобильными. Однако на практике переход с программ специалитета на двухступенчатую систему бакалавриата/магистратуры происходил совсем не гладко, а с потерей качества подготовки, что в первую очередь ощутили на себе работодатели.

В итоге в России при номинальном Болонском процессе так и не сложилась действительно унифицированная система образования, соответствующая заявленным в Болонской декларации стандартам. Признания дипломов российских вузов наравне с европейскими так и не произошло, а качество высшего образования в пореформенный период снизилось.

Но основной негативный момент – это переход к сдаче ЕГЭ по выбору: «гуманитарные » предметы или «технические » предметы. К 2020 году получили следующие результаты по сдаче ЕГЭ: сдали ЕГЭ по «гуманитарным» предметам – 70% школьников (переизбыток); сдали ЕГЭ по «техническим» предметам – 30% школьников (недостаток). Это постепенно приводит к тому, что из страны производителя Россия может превратиться в страну – пользователя чужой техники и технологий, что, безусловно, является угрозой национальной безопасности для нашей страны.

Мы считаем, что уровень инженерной подготовки по программе специалитета выше, чем по программе бакалавриата. Специалист более подготовлен для практической деятельности, чем бакалавр. Но одновременно с этим магистр более подготовлен к самостоятельной научно исследовательской деятельности, чем специалист. Вуз будет следовать рекомендациям Минобрнауки России. В настоящее время в вузе успешно реализуются как программы бакалавриата/магистратуры, так и образовательные программы специалитета по пяти востребованным специальностям: «информационная безопасность автоматизированных систем », «информационно аналитические системы безопасности», «проектирование технологических машин и комплексов », «наземные транспортно технологические средства», «подвижной состав железных дорог».

– Кто такие студенты и выпускники БГТУ? Какие перспективы открывает им образование?

– Высокий уровень профессиональной подготовки выпускников вуза подтверждается их востребованностью на рынке труда и показателями трудоустройства (более 70% выпускников БГтУ трудоустраиваются по полученным в вузе специальностям и направлениям подготовки). Основные крупные работодатели для выпускников вуза – это известные на Брянщине и в России производственные предприятия и организации, в том числе ЗАО «Группа Кремний Эл», АО «УК «Брянский машиностроительный завод», АО ПО «Бежицкая сталь», ОАО «Брянский электромеханический завод », АО «Карачевский завод «Электродеталь », ЗАО «термотрон Завод», АО «Брянский автомобильный завод», АО «транснефть Дружба», ООО «Газпром трансгаз», R Style Soft lab, ООО «Деснол СОФт», ПАО «Сбербанк» и др.

– Педагогический состав, золотой фонд вуза?

– В настоящее время в состав университета входят учебно-научный технологический институт, учебно-научный институт транспорта, факультет информационных технологий, факультет энергетики и электроники, механико-технологический факультет, факультет отраслевой и цифровой экономики, политехнический колледж, филиал в Людинове (Калужская область), представительство в Новозыбкове (Брянская область) и представительство в Клинцах (Брянская область).

Для реализации дополнительного профессионального образования на базе вуза функционирует институт повышения квалификации. В вузе функционирует 27 кафедр, из них 23 кафедры – выпускающие. Реализацию образовательной деятельности в университете в настоящее время обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав из более 300 высококвалифицированных преподавателей, среди которых более 40 докторов наук, профессоров и более 200 кандидатов наук, доцентов. Основной костяк преподавателей вуза составляют выпускники БИТМ – БГТУ. В вузе действует система подготовки кадров высшей квалификации – аспирантура. Это позволяет эффективно осуществлять воспроизводство научно педагогического состава вуза.

Тем не менее вуз с удовольствие принимает на работу и ученых педагогов из других учебных заведений Брянщины и России, которые активно осуществляют педагогическую, научно исследовательскую и учебно-методическую деятельность по интересующим вуз перспективным направлениям науки, техники и технологий.

– Топовые специальности и направления подготовки?

– Около половины предлагаемых вузом специальностей и направлений подготовки высшего образования соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Наиболее востребованы в настоящее время направления подготовки и специальности, связанные с информационно коммуникационными технологиями, информационной безопасностью, цифровой экономикой («программная инженерия», «прикладная информатика», «информатика и вычислительная техника», «информационные системы и технологии», «информационная безопасность», «информационно аналитические системы безопасности», «информационная безопасность автоматизированных систем »), также абитуриентам интересны и традиционные технические направления подготовки и специальности в области транспортного и энергетического машиностроения, электроники («электроэнергетика и электротехника», «энергетическое машиностроение», «подвижной состав железных дорог», «наземные транспортно технологические средства», «электроника и наноэлектроника » и др.).

– Как этот новый уровень отразился на вузе – социальная активность студентов, благотворительные акции и так далее?

– В вузе активно реализуется воспитательная работа с обучающимися, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Ежегодно в БГТУ организуется и проводится широкий спектр культурно творческих мероприятий.

Яркими примерами являются конкурсы самодеятельного художественного творчества студентов «Студенческая весна», «Первокурсник шоу», «Мисс БГТУ», «Шоу 12», тематические концерты «Танцы Победы », «День Африки», «Навруз», профильные смены студенческого актива БГТУ «Лидер».

Большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с обучающимися. Ежегодно в вузе проводятся соревнования по шахматам, настольному теннису, легкой атлетике, боксу, волейболу, баскетболу, футболу, ритмической и художественной гимнастике, силовой подготовке и другим видам спорта. Для формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья, достижения высоких спортивных результатов вузом ежегодно организуется оздоровление студентов на побережье Черного моря, обеспечивается работа более 20 спортивных секций по различным видам спорта.

Обучающиеся БГТУ регулярно принимают активное участие в социально значимых и общественно-патриотических мероприятиях, посвященных Дню России, Дню Победы, Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, осуществляют благоустройство мемориалов и территории стоянки партизанского отряда А. И. Виноградова.

В университете успешно функционирует более 20 различных студенческих объединений, среди которых хореографическая студия БГТУ, студенческий театр эстрадных миниатюр, студия звукорежиссуры, школа подготовки студенческого актива БГТУ, студенческий историко-патриотический клуб, литературный клуб, клуб интеллектуальных игр БГТУ, студенческий киберспортивный клуб, студенческий отряд охраны правопорядка, волонтерский корпус БГТУ и др.

Обучающиеся БГТУ регулярно защищают честь вуза и достигают высоких результатов в культурно творческих, спортивных, общественных мероприятиях регионального, общероссийского и международного уровней.


Количество просмотров: 1076