Константин Петров. Путешествие на Ямал.

Константин Петров. Путешествие на Ямал.

8 февраля 2016

Константин Петров – разносторонний человек, составляет гороскопы для нашего журнала, занимается нумерологией, психологией, пишет книги и путешествует на автомобиле по разным городам и странам. Одним из последних его маршрутов стала поездка за Полярный круг.

Для меня Ямал всегда был желанной целью. И вот, в марте прошлого года удалось исполнить свою мечту. Полуостров лежит на севере России. С севера его омывают воды Северного Ледовитого океана, а с юга окружают бескрайние просторы Западной Сибири. Это огромнейшая территория, превышающая по площади Францию в полтора раза.

Праздник оленеводов

Нашу поездку мы подгадали к проведению юбилейных двадцатых соревнований оленеводов на приз Губернатора ЯНАО. Это очень зрелищное мероприятие. Национальная борьба, прыжки через нарты, метание аркана, гонки на оленьих упряжках. Два дня Надым погружается в атмосферу праздника, главные на котором - оленеводы. Два с половиной дня в Надыме пролетели на одном дыхании. Прогулки по городу, музеи, местные достопримечательности, встречи с друзьями. На следующий день нам нужно было выезжать в Салехард, путь в который лежал по зимнику.

Зимник «Надым – Салехард»


Эти 330 километров ямальской тундры стали для меня одним из самых ярких приключений за последние годы. Вечером 15 марта мы заехали на КПП зимника и узнали, что дорога на Салехард в 15 часов была закрыта, и совершенно непонятно когда движение откроют. Перед КПП видим колонну грузовиков. По словам дежурного, ребята стоят тут уже несколько дней. Перспектива просидеть в Надыме не входила в наши планы. Но ничего не оставалось, как только ждать.Ночью сильно похолодало, и температура упала с нуля градусов до двадцати мороза. Как всегда ранний подъем Завтракаем, и я звоню на КПП. Вести отличные – зимник открыт! Быстро собираемся и двигаем на выезд из Надыма. Пару слов о том, что такое зимник. Это дорога по пересеченной местности, которую прокладывают, когда замерзают болота и реки. Есть ошибочное мнение, что зимник делают, расчищая снег до земли. Это не так. Снег не убирают, его просто утрамбовывают трактора при помощи специальных тяжелых волокуш (как правило, это большие трубы с балластом). Постепенно снег становится столь плотным, что держит даже многотонные грузовики. Однако стоит сделать шаг в сторону и проблемы не заставят себя долго ждать.

И вот мы вышли на зимник. Погода отличная и первые километры пролетают незаметно. Сначала идем по отсыпке. С юго-запада дует сильный ветер. Он, то стихает, то вновь усиливается и несет поземку, которая порой приобретает вид настоящей метели. Отсыпка кончается. Судя по следам, все машины уходят вправо. Это же рекомендует сделать и указатель на «Салехард». Что ж, руль вправо и… фраза жены: «Нам точно туда? Разве тут можно ехать???» Под колесами снежное месиво, мало напоминающее дорогу… Дорога стала в разы уже. Теперь местами она была чуть шире нашей машины. Перемёты разбиты. Едем в основном на второй передаче. Еще одна трудность при движении по зимнику – из-за сливающегося в одно белое пространство снега сложно увидеть границы накатанной дороги. Даже поляризованные очки не помогают. Лучший вариант в таком случае – двигаться ночью. В свете фар дорога видна более отчетливо. Кстати, если вы отправляетесь в зимнюю поездку, не забудьте взять с собой солнечные очки, иначе ожог сетчатки и снежная слепота вам почти гарантирована.

Тени ГУЛАГа


Я знал, ждал и думал об этой встрече. Три цифры, которые стали для тысяч людей точкой в их трагической судьбе – 501. Пятьсот первая стройка – часть сталинского ГУЛАГа. В январе 1949 года Сталин решил перенести главный порт Северного морского пути из устья Оби в Игарку на Енисей и начать строительство железной дороги от Оби до Енисея - Салехард - Игарка. Так в 1949 году началась реализация одного из утопических проектов Советской власти, оплаченных тысячами жизней заключенных. И вот мы здесь. Зимник ведет нас вдоль насыпи. Местами видны рельсы и шпалы. Кое - где встречаются бараки и вышки. Колючая проволока все так же висит на столбах. Страшные напоминания о тоталитарном режиме. Более восьмидесяти процентов заключенных оказались здесь по 58-й статье – «враг народа». Страшно представить, в каких нечеловеческих условиях здесь работали люди. Зимой палачом был холод, а летом гнус. Бывали случаи самоубийства часовых на вышках, которые не выдерживали укусов мошки. Подходить близко к развалинам бараков мы не стали - снег местами более метра. Еще долго напоминания о страшном прошлом появлялись вдоль дороги. Лагеря здесь стояли через каждые 5-10 километров. Вот он – ад на Земле.

Ямальская дорога Жизни


Зимник вел нас дальше на запад. Ветер становится все сильнее. Деревьев вокруг все меньше и снег засыпает дорогу. Догнали несколько грузовиков, которые на открытом месте пытались пробить себе колею по засыпанной дороге. Снижаю давление в шинах до полутора атмосфер. Движение стало совсем медленным, и вот мы утыкаемся в стоящую колонну. Оказывается, впереди пара грузовиков крепко сидит, и нет возможности их объехать. Совместными усилиями безуспешно пытаемся откапать застрявших. Засыпаем прямо в машинах. В 5:30 пришел привет из Челябинска в виде трактора ЧТЗ на широченных гусеницах. Ему удалось вытащить застрявших и немного расширить зимник для разъезда со встречными машинами. Все равно слишком узко и поэтому разъезжались с интервалом в несколько сантиметров. Пятьсот метров мы ехали полтора часа.

Обходим грузовики, что были впереди и медленно, но уверенно идем в сторону Салехарда. Скоро снова упираемся в фуру, застрявшую в снегу. Рядом с ней стоит большегрузный «Урал», который пытался объехать и тоже безнадежно застрял. Дорога снова перегорожена наглухо застрявшими машинами. Ждать еще сутки следующего трактора? Оцениваю обстановку и начинаю обходить колонну слева. Снег рыхлый и машину постепенно стаскивает в сторону. Сажусь…. Прошу водителя большегруза разрешить зацепиться за него лебедкой. Высвобождаюсь из снежного плена. Следующее препятствие преодолеваем примерно так же – сначала цепляюсь за фуру, а затем за пару тонких березок, толщиной всего с руку. Откопал их и закрепил трос лебедки у самой земли. Спустил колеса до 0, 8 атмосферы. Потихоньку пролез. Дальше проблем практически не было. И вот мы уже на КПП со стороны Салехарда! Под колесами асфальт, но и тут периодически встречаются многометровые переметы. Темнеет. Словно в награду за наши трудные километры прямо перед нами на дорогу выходит… стадо северных оленей! Было очень забавно видеть их отражение в капоте машины. На прохождение 330 километров от Надыма до Салехарда мы потратили два дня и 79 литров дизтоплива. Домой же мы вернулись, сначала проехав по зимнику, проложенному по замерзшей Оби, затем преодолев Уральские горы.

Эта поездка многому меня научила. За внешней легкостью путешествий на машине всегда стоит серьезная и вдумчивая подготовка, а отправляясь на Севера нужно быть особенно внимательным. Исправный и подготовленный автомобиль, лопата, стропы, лебедка, запасы теплых вещей, воды, еды и топлива. Но самое главное – это неспешная манера езды и внутренний позитивный настрой. Снег коварен, и ездить по нему нужно уметь. Спешка здесь не уместна. К слову, в те дни под Надымом погибли трое местных. Они на снегоходе поехали в соседний населенный пункт и замерзли. Север не прощает ошибок. Но в тоже время он невероятно прекрасен! Великолепная природа, замечательные люди со своей уникальной культурой – все это нужно прочувствовать, и поэтому я еще непременно вернусь сюда!

От редакции.

Константин Петров вновь решил покорить северные просторы. В феврале 2016 года он в одиночку отправляется на своем автомобиле в экспедицию «Полюс холода. Запад – Восток». Ему предстоит пройти маршрут через всю Россию от Брянской области до Магадана, посетив по пути Полюс холода Оймякон, где в это время температура часто опускается ниже -60 градусов. Маршрут длиной более 21 000 километров планируется преодолеть за два месяца. Мы желаем удачи Константину и будем следить за экспедицией на его сайте www.pozitivika.info

Количество просмотров: 15252