«Ты стал для нас лучом звезды…»

«Ты стал для нас лучом звезды…»

28 октября 2020

Этими словами начинается гимн городского лицея №1 имени А. С. Пушкина, написанный, к слову, его выпускниками. В октябре этого года уникальное образовательное учреждение отмечает 30-летие. Об успехах и достижениях, которыми лицей встречает свой юбилей, журналу «Точка!» рассказал его директор, кандидат биологических наук, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018», почетный работник общего образования РФ, учитель химии, депутат Брянского горсовета Юрий КЛЮЕВ.

11.jpg– Юрий Александрович, вы работаете в лицее около 14 лет, из них два года руководите этим инновационным учебным заведением. В чем, на ваш взгляд, заключается его неповторимая атмосфера, знаменитый лицейский дух?

– В абсолютной сопричастности каждого, будь то педагоги, учащиеся, родители, ко всему тому, что происходит в стенах лицея. Плюс культурно-нравственный код, заложенный великой поэзией Пушкина, в которой можно черпать мудрость и находить ответы на многие вопросы. Наших лицеистов и преподавателей отличает манера поведения, высокая культура, особый одухотворенный взгляд, в них сразу прочитывается объединяющий нас всех лицейский дух – атмосфера творчества, сотрудничества и лицейского братства.
Важная составляющая этой атмосферы – любовь к детям, основанная прежде всего на взаимном уважении и умении видеть личность в каждом ребенке. Неслучайно с самого первого дня существования лицея педагоги обращаются к учащимся только на «вы». Основоположником этой традиции является основатель и первый директор лицея, народный учитель России Антонина Семеновна Курасова.

Такое обращение подчеркивает уважение, в хорошем смысле устанавливает определенную дистанцию, задает нить делового общения и, кстати, очень нравится ребятам. Наши дети должны быть лучше нас, и задача педагогов в этом плане – работать на опережение, всегда идти на несколько шагов вперед.

– Ваш лицей традиционно обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся. Но прошлый учебный год был для всех школьников и педагогов очень непростым. Как преодолевали сложности, связанные с эпидемиологической ситуацией?

– Ситуация с пандемией коронавируса, безусловно, внесла свои коррективы в нашу деятельность. Это был своеобразный вызов, на который мы смогли достойно ответить. Хорошо сработали и административная команда, и весь коллектив, и дети, и родители. С первого дня у нас на высоком уровне было организовано централизованное дистанционное обучение на базе одной из образовательных интернет-платформ. Так что в целом, можно сказать, пандемия не повлияла на качество обучения и результаты Единого госэкзамена. На ЕГЭ-2020 набрали по 100 баллов 11 наших выпускников – по этому показателю мы занимаем лидирующие позиции среди учебных заведений региона.

В прошлом учебном году двое наших 11-классников – Антон Гладков и Максим Корячкин – стали призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии и по праву. Наш лицей всегда славился такими талантливыми ребятами.
– ЕГЭ до сих пор вызывает много споров, отношение к нему в педагогической среде неоднозначное…

– В целом я за Единый государственный экзамен, за его очевидную объективность. Но против того, чтобы дети, родители и тем более учите-ля ставили знак равенства между ЕГЭ и образованием. Образование – это триединство: воспитание, обучение и развитие. А ЕГЭ – всего лишь форма контроля, важный элемент, но не некий абсолют. Ребята учатся не для того, чтобы сдать ЕГЭ, а для того, чтобы стать образованными людьми.

Кстати, отмечу: наши учащиеся, которые прошли через испытания конкурсами и олимпиадами, к ЕГЭ относятся намного проще, они готовы к экзамену психологически. В этом им помогает приобретенный на олимпиадах опыт и умение мыслить нестандартно.

– У вас очень профессиональный коллектив, что объединяет педагогов лицея?

– Прежде всего, высокая результативность в работе, которая достигается постоянным кропотливым трудом и умением мотивировать учащихся. А также общая эрудиция, глубокая человеческая культура, доброта и порядочность. Когда к нам приезжают мои коллеги по Всероссийскому конкурсу «Учитель года», я слышу от них: хотим посмотреть мастер-классы ваших педагогов, перенять их опыт. Такая оценка от лучших учителей страны дорогого стоит.

О профессионализме педагогического коллектива лицея говорят высокие результаты работы. Например, учитель математики Ольга Ивановна Тюкачева за все годы не выпустила ни одного класса без «стобальников». Среди наших бывших учеников пять докторов наук, два профессора Российской академии наук, большое число успешных ученых, медиков, юристов. В свое время у нас учились многие известные брянские врачи: сосудистый хирург Сергей Галаганов, онколог Дмитрий Лопатин, лор-фониатр Алексей Гуревич, уролог Ирина Пенюкова, акушер-гинеколог Наталья Дударева… И теперь уже наши выпускники приводят в лицей своих детей.

– Как собираетесь отмечать юбилей?

– 30-летие лицея мы встречаем не торжеством, а конкретной работой. А именно – проектной деятельностью. Сейчас идет первый этап представления крупных проектов, которые будут реализовываться в течение года. В итоге мы хотим сформировать конкурентную эффективную команду, чтобы выступать и занимать призовые места на международных олимпиадах, престижных конкурсах среди лучших школ России. Суть проекта – лицей команда, команда сегодняшнего дня и команда будущего. И, конечно же, пройдут классные часы, посвященные юбилейной дате, выйдет в свет наш альманах, будет снят фильм о лицее, его прошлом и настоящем.

Кстати, в октябре этого года отметил 90-летие Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, из стен которого вышло много замечательных педагогов. Пользуясь случаем, хочу поздравить с юбилеем ректора БГУ Андрея Викторовича Антюхова и весь коллектив родного вуза.

– Вы преподаватель химии, но при этом много читаете, любите классическую литературу…

– Я всегда говорю своим ученикам, чтобы они читали классику независимо от выбранного профиля. Потому что литература, особенно классическая, ставит перед нами гораздо больше вопросов, чем любая самая сложная химическая или математическая задача, учит самостоятельно искать на них ответы, стимулирует воображение и развивает умение мыслить логически.


33.jpgНАША СПРАВКА

За 30 лет лицей окончили около 5 тысяч учащихся. Из них 219 получили золотые медали, 438 – серебряные, 221 – за особые успехи в учебе.

За это время в престижные вузы Москвы поступили 1356, в том числе в МГУ – 395.

Больше 200 лицеистов стали в минувшем учебном году победителями и призерами олимпиад и конкурсов.

В лицее работают 96 педагогов, 12 из них имеют почетное звание «Заслуженный учитель РФ», 5 – кандидаты наук, 13 – отличники народного просвещения, 46 – почетные работники общего образования РФ.

В 2006 году лицей стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России».

Уже пять лет лицей входит в топ-500 лучших образовательных организаций страны, четыре года – в топ-200 «Рейтинг лучших школ по поступлению в ведущие вузы России».


Количество просмотров: 936