УФАС разъясняет: о рекламе, вводящей в заблуждение потребителей

УФАС разъясняет: о рекламе, вводящей в заблуждение потребителей

Ответы на актуальные вопросы антимонопольного законодательства дает заместитель руководителя – начальник отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области Наталья Александровна НОВИКОВА.

Ведение потребителей в заблуждение при распространении рекламной информации, в том числе в буклетах, листовках, флаерах, проспектах – один из видов ненадлежащей рекламы. Этой важной теме были посвящены несколько семинаров, прошедших в Брянском УФАС.

Начну с простого примера. В рекламных листовках одного из магазинов, которые раздавали на улице промоутеры, говорилось, что в течение месяца все товары в этой торговой точке будут продаваться со скидкой до 15 %. Однако на деле оказалось, что, во-первых, указанные скидки распространяются далеко не на весь ассортимент. А во-вторых, чтобы приобрести товар со скидкой, покупателю необходимо предъявить этот самый рекламный листок. Но полной, исчерпывающей информации о проводимой акции во флаере не было. В результате за нарушение Федерального закона «О рекламе» предприятию пришлось запла-тить штраф в сто тысяч рублей.

Разберемся, в чем именно состояла ошибка рекламодателя.

В соответствии с пунктом 4 части 3 ста-тьи 5 закона «О рекламе» недостоверной признается та реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Также согласно части 7 статьи 5 закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Такая реклама считается ненадлежащей.
Главным инструментом введения в заблуждение, как правило, является распространение неполной информации, сокрытие ее значимой, существенной части.Подобная реклама сообщает не «объективно неправильные, неверные сведения», а субъективно неправильные. Рекламный закон не раскрывает понятие «существенной информации».
Однако анализ судебной практики приводит к следующим выводам.

Во-первых,рекламный закон не требует указания всей существенной информации, но обязывает формировать у ее потребителя правильное, достоверное представление о соответствующем товаре, работе, услуге.

Во-вторых, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В-третьих, реклама должна содержать не все сведения о конкретном рекламном продукте, а лишь его существенные составляющие, поименованные в законодательных актах. Краткость содержания рекламы допустима, но при условии, что реклама не создает иллюзий о рекламируемом товаре, услуге и порядке их приобретения или пользования в целях привлечения интереса потребителей.

Таким образом, под «существенной информацией» следует понимать ту информацию, которую формирует у потребителя правильное представление об объекте рекламы.


УФАС России по Брянской области:

(4832) 64-33-93, (4832) 64-32-74
bryansk.fas.gov.ru
 to32@fas.gov.ru
Количество просмотров: 1053