Юрий КЛЮЕВ, директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина: «Педагогика – это искусство»

Юрий КЛЮЕВ, директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина: «Педагогика – это искусство»

15 июля 2019

Юрий Клюев, директор Брянского лицея №1 имени А.С.Пушкина
родился: 27 июня 1985 года, Клетня
образование: БГУ им. академика И. Г. Петровского, естественно-географический факультет
семейное положение: женат, воспитывает сына
достижения: кандидат биологических наук, Почетный работник общего образования РФ, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России- 2018».
В октябре прошлого года брянский преподаватель химии Юрий КЛЮЕВ стал призером Всероссийского конкурса «Учитель года России», войдя в пятерку лучших педагогов страны. И в этом же месяце обладатель малой статуэтки хрустального пеликана возглавил лицей №1 имени Пушкина, в котором работает уже 12 лет. Мы встретились с Юрием Александровичем в горячую пору последних звонков и подготовки к выпускным экзаменам.

– Юрий Александрович, ваш лицей иногда называют главной брянской кузницей медалистов. В прошлом году медали получили сразу 60 выпускников, причем 12 из них набрали на ЕГЭ по сто баллов. Это лучший показатель в области. Каких результатов ожидаете в этом году?

– Пока загадывать не будем, но планку снижать не собираемся. Только вперед! Результаты ЕГЭ в нашем лицее действительно традиционно высокие. У нас работают талантливые педагоги и учатся замечательные ребята. В прошлом году только в выпускном академическом классе у классного руководителя, заслуженного учителя РФ Елены Владимировны Есликовой пятеро выпускников набрали по сто баллов на экзамене по русскому языку и двое – по химии. Но особенно я горжусь победами наших учеников на различных конкурсах и олимпиадах, где есть возможность реализовать свой потенциал, проявить творчество. ЕГЭ – все-таки стандартизированный формат, хотя несомненно, объективный. В этом году у нас семь выпускных одиннадцатых классов, это 184 человека. От всей души желаю им огромных успехов на государственной итоговой аттестации! 

– Куда обычно поступают ваши выпускники?

– Как правило, около 50% ребят поступают в ведущие столичные вузы, причем на бюджетные отделения:  в МГУ, высшую школу экономики, МГТУ имени Баумана, питерский госуниверситет,  первый медицинский московский университет имени Сеченова, в том числе и на новый факультет, где готовят врачей-исследователей. В Сеченовском университете, замечу, проходной балл по каждому предмету очень высок, в среднем – 97. Учащиеся классов химико-биологического профиля часто выбирают  медицинские вузы. Многие ведущие врачи Брянской области – наши выпускники. Сейчас Москва в качестве проекта предлагает создавать в школах медицинские, инженерные, академические классы. А они у нас были еще в 90-е!  Народный учитель РФ Антонина Семеновна Курасова, основатель и первый директор лицея, смотрела на десятилетия вперед.  

– Что вам в профессиональном плане дало участие в конкурсе «Учитель года России»?

– Признаюсь, я пять раз отказывался в нем участвовать, смущала публичность, а в  шестой раз самому захотелось испытать свои силы. Конкурс – это две недели яркой, насыщенной, удивительной жизни. А с учетом начальных этапов – целый год. Даже если бы я не получил хрустального пеликана, никогда бы ни пожалел об участии в таком масштабном проекте. Это прежде всего колоссальный опыт, общение с интересными людьми – энтузиастами и профессионалами своего дела. Только представьте – 85 участников из всех регионов страны! Отбор был очень жестким, вначале  определялись 15 лауреатов, а из них – пятеро победителей. Моя победа – это в первую очередь заслуга всей нашей замечательной команды и Брянской области в целом. Я  всегда чувствовал огромную поддержку коллег. Надеюсь, что «популяция» хрустальных пеликанов на Брянщине будет только увеличиваться. У нас очень хороший конкурсант в этом году, Ярослав Бабарин. Ему предстоит поехать в Грозный и представлять там нашу область. Желаю ему больших успехов!
bo-1538732383.jpg
– Какие конкурсные идеи уже удалось  реализовать в работе?

– На конкурсе наша команда предложила внедрить проект «Образовательный прорыв: интегрированная площадка» - разработать глобальный портал, где педагоги всей страны могли бы обмениваться передовым опытом.  Так вот, сейчас мы уже нашей лицейской командой работаем в этом направлении. Реализуем и многие другие конкурсные идеи и задумки. В ноябре прошлого года провели в лицее фестиваль «Парад звезд», на который пригласили победителей заключительного этапа конкурса «Учитель года России». Лучшие педагоги страны давали мастер-классы, открытые уроки, делились своими наработками.

Накануне Дня Победы к нам приезжала агитбригада из МГУ – студенты, аспиранты и преподаватели исторического факультета. Пригласить их получилось, потому что один из победителей конкурса – участник агитбригады. У нас была насыщенная пятидневная программа: поездки с детьми по местам воинской и партизанской славы, помощь ветеранам, демонстрация исследовательских работ…Все это очень важно для воспитания подрастающего поколения. Все наши проекты всегда находили поддержку в департаменте образования и науки Брянской области, а проект «Парад звезд» поддержал лично А.В. Богомаз, наш губернатор.

– Какие планы у нового директора и у педагогического коллектива лицея на предстоящий учебный год?

– Огромные, обо всех рассказывать долго. Лицей сейчас находится в фазе переподчинения, из городского в областное учреждение. Это логичный и закономерный виток в развитии нашего лицея. Брянщина в числе первых подключается к подпрограмме «Одаренные дети» президентской программы «Дети России», в области появится региональный образовательный центр – аналог сочинского «Сириуса». Наш лицей уже многие годы эффективно выполнял роль подобного центра на Брянщине.  У нас большой опыт – на протяжении 15 лет у нас существует  пансион «Орбита»  для талантливых ребят Брянской области. Активно работает наш лицейский центр «Орбита-Сириус». В следующем году мы планируем расширить работу центра и нам есть чем поделиться в плане опыта и реализации программ для одарённой молодежи.

– Когда вы поняли, что педагогика  может стать делом всей вашей жизни?

– Пожалуй, еще во время учебы  в школе, когда в дни самоуправления проводил уроки химии и истории у младшеклассников. Ребята слушали меня с удовольствием, не шалили, не шумели – даже учительница удивилась. Педагогика, я считаю, все-таки не наука, а прежде всего – искусство. У нее эмоционально-нравственная основа. У науки и искусства есть, несомненно, точки соприкосновения, например, логика нужна везде, но в искусстве на первом месте чувство, а в науке – факты. Прекрасно и то, и другое.

Блиц-опрос


– Откуда у учителя химии такая любовь к литературе?
– К классической прозе – от классного руководителя Татьяны Алексеевны Клименко, именно ей я за это благодарен. К поэзии – от родителей, деда – он чуть ли не всего Есенина наизусть знал.
– Ваше любимое художественное произведение?
Роман Гюго «Отверженные», хотя в целом больше люблю русскую литературу, но конкретно это произведение меня поразило, пожалуй, больше всех крупных романов.
– Любимые писатели?
– Пушкин, Тургенев, Достоевский… Восхищаюсь красотой поэзии Блока, которая очень сложна сама по себе, но безмерно красива. Из более современных – поэты-шестидесятники, жаль, что им так мало уделяется внимания в школьной программе. Мне кажется, их поэзия, взять хотя бы Роберта Рождественского, была бы очень близка и понятна современным детям, затронула бы их.
– Что посоветуете прочитать, чтобы влюбиться в химию?
– Роман Оноре де Бальзака «Поиски абсолюта».
– Остается время на хобби?
– Практически нет. Читаю много, но гораздо меньше, чем раньше. В студенчестве я часами мог слушать записи опер, восхищался баритоном Муслима Магомаева. Долгие годы был солистом вокально-оперной студии в ДК Медведева – у меня тоже баритон. Одно время даже мечтал  стать профессиональным певцом. Но однажды попал на концерт Сергея Захарова и понял: уж если быть артистом, то только такого уровня. А мне так не суметь никогда. Я выбрал другой путь и не жалею – надо идти своей дорогой.

1.jpg

Количество просмотров: 2983