Владимир ХАРИТОНЕНКОВ, главный врач Брянского областного наркодиспансера: «Равнодушия быть не должно»

Владимир ХАРИТОНЕНКОВ, главный врач Брянского областного наркодиспансера: «Равнодушия быть не должно»

15 июля 2019

Число наркозависимых в Брянской области за последние два года снизилось на 2%. На первый взгляд не такой уж завидный результат. Но когда речь идет о жизни самого больного и всех, кому приходится страдать вместе с ним, — эта цифра воспринимается совсем по-другому.

Новый стационар

— Владимир Федорович, служба давно нуждалась в улучшении качества оказания стационарной наркологической помощи. Несколько лет назад вам передали здание бывшего роддома в Бежице, как это повлияло на улучшение оказания наркологической помощи?

— В середине мая туда переехали отделения стационара из лечебного корпуса по улице Калинина, 177. Теперь в Бежице к двум отделениям помощи больным алкоголизмом и наркозависимым добавились еще два — для лечения хронического алкоголизма и неотложной наркологической помощи. Стационар рассчитан не только на жителей Брянска, к нам поступают пациенты из всех прилегающих районов области.

Там уже сделана часть капитального ремонта — заменены инженерные коммуникации, выполнена внутренняя отделка, мы приобрели необходимое оборудование, новую мебель. На это из бюджета было выделено 16 миллионов рублей. Уже сейчас качество помощи поднялось на новый уровень, но мы обсуждаем вопрос о ремонте кровли и фасада здания.

Тем более, нам есть к чему стремиться, женское отделение уже давно оборудовано рентгенологическим, УЗИ-оборудованием, там есть хорошо оснащенный физиокабинет, комната психологической разгрузки. В планах создать все это и в мужском стационаре.

Наши пациенты, как правило, поступают с сопутствующими, нередко очень тяжелыми заболеваниями, мы не только проводим детоксикацию, но и лечим их по другим профилям.

— А пациенты хотят, чтобы их лечили?

— Как правило, к нам попадают или в острых, или в уже запущенных стадиях заболевания, привозят на скорой или под сильным нажимом родных. Особенно это касается женщин с алкоголизмом, которых трудно убедить лечиться.

1DX_9916.jpg

Палата  и столовая наркодиспансера по ул. Комсомольской, 2
1DX_9908.jpg

Цифры в уме

— Много зависимых женщин?

— Женский алкоголизм сейчас — актуальная проблема, в первую очередь, потому, что он влечет значительно более тяжкие социальные последствия, чем мужской. Официально у нас на учете состоит около пяти тысяч женщин, и цифра эта не снижается. По другим патологиям есть положительная динамика. Всего алкозависимых у нас официально 21 тысяча человек и свыше четырех тысяч наркозависимых. Но мы всегда помним, что скрыто употребляют и то, и другое значительно больше людей. Думаю, реальная цифра по наркотикам порядка 8—9 тысяч человек, а пьющих в 10 раз больше, чем стоит на учете.

— А дети?

— На учете 228 подростков, из них один страдает наркоманией и 28 человек употребляют наркотики без сформированной зависимости, остальные подростки принимают алкоголь без устойчивой зависимости.

— Раньше большую опасность представлял пивной алкоголизм…

— Сейчас больше вреда приносят алкогольные энергетики, их пьют, словно лимонад, а там в каждой банке порядка 20 граммов чистого алкоголя. Если выпить несколько банок, считайте сами.

Вовремя заметить

— Прижилась ли практика тестирования школьников? Поначалу вокруг нее было очень много эмоциональных споров.

— Мы продолжаем ежегодно тестировать по 10—12 тысяч подростков, ездим по школам, общаемся с родителями, убеждаем. Я вижу, что у людей меняется отношение, появляется должное понимание. Если раньше число отказов от тестирования достигало до 35 процентов, то сейчас их совсем немного. Нередко это происходит по вполне объективным причинам — болезнь ребенка или отъезд. Мы тщательно соблюдаем добровольность, берем согласие и у школьника, и у его родителей даже когда это уже не требуется — после 14 лет. С этого возраста достаточно согласия только ребенка. Тестирование абсолютно анонимное.

— Много положительных результатов?

— Приблизительно до 5–6 случаев в год. В школу мы о них не сообщаем, только родителям. Приглашаем их в подростковый кабинет и выстраиваем тактику помощи. Поскольку в таком возрасте речь идет о разовых случаях употребления наркотиков, эффективность лечения очень высока.

— А на дальнейшей судьбе ребенка, на его карьере это может отразиться?

— Мы не ставим их на учет, но в базе такие подростки фигурируют в группе риска. Если они решат поступать в военный вуз или в другое место с повышенными требованиями безопасности, мы просто более тщательно их обследуем, прежде чем выдать допуск. Если с дурными привычками человек расстался, никаких проблем у него не будет.

— Но ведь и тесты ошибаются, об этом даже в аннотации сказано…

— Конечно, все положительные результаты школьников мы перепроверяем на современном газовом хроматографе. Он дает более точный результат.

«Дизайнерская» смерть

— Определяет только наличие наркотика или и его вид тоже?

— В библиотеке такого оборудования шесть тысяч видов наркотиков, конечно, он определяет о каком именно идет речь.

— Шесть тысяч?!

— С появлением синтетических видов база постоянно растет, в формуле, так называемых, «дизайнерских» наркотических препаратов достаточно поменять один элемент и это уже новый вид. Сейчас только «солей» больше ста видов и столько же спайсов. Это просто чума сегодняшнего времени: дешевые, доступные, сильные, быстро вызывающие зависимость и чрезвычайно разрушительные для центральной нервной системы. Если раньше люди после приема наркотиков страдали физической болью, и она была настолько сильной, что после нескольких ломок зависимый шел к медикам, то от синтетических страдает психика. Наркоман может впадать в депрессии, быть агрессивным, видеть галлюцинации, это длится по году, а то и больше, пока наконец он не попадает к нам с тяжелейшим психозом. Реабилитировать на такой стадии человека очень трудно.

— Кстати, реабилитационные центры — важнейший элемент лечения, у нас они есть?

— Непосредственно наша служба располагает амбулаторным кабинетом, куда пациенты ходят три—шесть месяцев, получают необходимую помощь. Также мы постоянно сотрудничаем с тремя некоммерческими организациями. Их в регионе значительно больше, но именно эти прошли квалификационный отбор. Мы их регулярно проверяем, исследуем их методики, условия проживания, режим, наличие психолога, результаты.

Некоторых пациентов отправляем на реабилитацию по так называемым сертификатам, оплачиваемых из областного бюджета.

1DX_9914.jpg

КСТАТИ

26 июня Брянская область вместе со всей страной отметит Международный день борьбы с наркоманией. А весь июнь в регионе будут проходить профилактические акции с участием многих профильных ведомств и общественности.

Наркологическая служба приглашает всех молодых людей, родителей подростков и всех кому важны здоровье и активная жизненная позиция, принять участие в празднике. Поскольку равнодушия в таком вопросе быть не должно.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Количество просмотров: 530