Путеводная звезда Татьяны Иноземцевой
«Мы учились у Татьяны Васильевны», — с гордостью говорят ее бывшие ученики. Педагог от Бога, заслуженный учитель России Татьяна ИНОЗЕМЦЕВА воспитывает любовь к родному языку и литературе больше четырех десятилетий. И уже 28 лет она — бессменный директор знаменитой гимназии №2.
За несколько лет заурядную школу удалось превратить в престижное учебное заведение. Коллектив гимназии сделал своему директору на юбилей символичный подарок — коллеги подарили Татьяне Васильевне… звезду. Да-да, самую настоящую! Одна из звезд нашей Галактики теперь официально носит имя Татьяны Иноземцевой. У небесных светил и истинных Учителей похожее предназначение – делиться своим теплом и освещать другим путь. О нелегком труде педагога, о любви к своей профессии, о том, что нужно человеку для счастья, наш разговор с Татьяной Васильевной.
— У вас за плечами 40 лет работы в школе. Несколько поколений выпускников вспоминают о вас с благодарностью. Как вы пришли в профессию?
— В нашей семье я — единственный гуманитарий, отец работал строителем, брат – инженером. У мама, правда, была врожденная грамотность, может быть, что-то передалось по наследству. Любовью к русскому языку и литературе меня заразила Надежда Александровна Пузанова, удивительный человек и прекрасный педагог, у которого мне посчастливилось учиться в 10-й школе. Тогда я и решила — буду поступать в пединститут. И поступила, несмотря на конкурс в 12 человек на место. Традиционный диктант на первом курсе единственная написала на пятерку. Екатерина Петровна Гарбузова, великолепный преподаватель, меня тогда, помню, похвалила: «У вас лучшая работа». А ведь Надежда Александровна мне в школе четверки ставила! Я ей потом, когда уже вместе работали, не раз в шутку это припоминала. А она в ответ с улыбкой: «Татьяна, согласись, моя четверка дорогого стоит».
— Когда вы поняли, что педагогика — это ваше призвание, дело всей жизни?
— Думаю, еще в самом начале работы. Порой, когда что-то не получалось, приходила домой расстроенная, плакала. А моя мудрая мама говорила мне: «Таня, а если бы тебе сейчас предложили все заново начать, что бы ты выбрала?». Я слезы быстренько вытру: «Конечно, школу!».
— Ваши бывшие ученики приходят к вам в гости, спрашивают совета. Как заслужить это доверие и любовь, получить ключ от детских сердец «без права передачи»?
— Педагогический талант — это все-таки от Бога, либо этот дар в человеке есть, либо его нет. Можно прекрасно знать предмет, но как учитель не состояться. Самое главное — нужно всей душой любить детей. Они чутко чувствуют и любовь, и фальшь. На искреннюю любовь отвечают тем же, раскрывают души. В этом я убедилась за долгие годы работы. Помню, как-то одна студентка-практикантка спросила у моих ребят, почему ее замечания они принимают в штыки, а меня слушаются. А они в ответ: «Потому что Татьяна Васильевна нас любит!». Конечно же, найти подход к детям непросто. Мне в работе очень помогает чувство юмора. Учителю, считаю, оно просто необходимо, как и высокий интеллект, эрудиция, постоянное развитие, стремление к новым знаниям. Заинтересовать и увлечь ребят можно лишь тогда, когда самому интересно.
— Почти три десятка лет вы управляете кораблем под названием «Гимназия №2» и все эти годы уверенно держите курс. Надо понимать, команда под стать капитану?
— Директором 16-й школы с углубленным изучением английского языка меня назначили в 1991 году. Маленькое старое здание, скрипучие полы, всего 340 учеников, не самый простой микрорайон, частный сектор… Тамара Александровна Дмитриевская, в ту пору заведующая РОНО, сказала мне тогда: «Запомни, из этой школы можно сделать гимназию». И мы принялись за работу — постепенно, шаг за шагом. Делали ремонт, перенимали и внедряли передовой опыт. Новая школа, как и ребенок, рождалась в муках. Но мы были молодыми, энергичными, ночами не спали, что-то придумывали, организовывали… Прекрасные были годы!
Наши гимназисты по программам обмена побывали в Америке, Индии, постоянно побеждают во всероссийских конкурсах и олимпиадах. Мы уже несколько лет дружим с гомельской средней школой №49 с углубленным изучением немецкого языка, приезжаем друг к другу в гости. Коллектив у нас замечательный, творческий, инициативный. В гимназии работают два кандидата педагогических наук, семь отличников народного образования, больше тридцати учителей имеют высшую категорию.
Среди наших педагогов, это особенно приятно, — мои бывшие выпускники: информатик Татьяна Крицкая, учитель начальных классов, а ныне декан факультета педагогики и психологии БГУ Наталья Буренкова.
— За долгие годы работы не появилось ощущения усталости от профессии?
— Нет, разве можно устать от дела, в которое вкладываешь душу. Я очень люблю вести уроки, общаться с детьми. Ответственность за гимназию, за коллектив не позволяют расслабляться. Нужно обновить фасад школьного здания, оборудовать современный спортивный зал… Впереди еще столько много дел!
— Ваша гимназия — единственное учебное заведение в городе, где ребята учат два иностранных языка: с первого класса — английский, с пятого прибавляется еще немецкий или французский. Насколько востребовано знание языков, гуманитарное образование в современном мире цифровых технологий?
— Во-первых, знание языков повышает общую культуру, способствует развитию интеллекта у детей. А во-вторых, у молодых людей, владеющих иностранными языками, совершенно иные пути в жизни, возможности строить карьеру. Они востребованы практически в любых отраслях. Бывшие ученики гимназии работают в крупных компаниях, в том числе международных, стажируются за границей. Несколько лет назад, к примеру, к нам пришло письмо от контр-адмирала санкт-петербургского военно-морского училища с благодарностью за нашего выпускника, который показал прекрасные знания языка на олимпиадах среди курсантов высших военных учебных заведений региона.
Сейчас, в век Интернета, гаджетов, очень важно прививать ребятам любовь к литературе, истории, родному языку, учить их грамотно говорить, общаться. Да, дети стали другими, мир вокруг меняется. Но практика показала: несмотря на всевозможные эксперименты с обучающими программами, лучше классического образования придумать так ничего и не удалось.
— У директора гимназии бывает свободное время?