Система обязательной маркировки товаров набирает обороты

Система обязательной маркировки товаров набирает обороты

23 мая 2019

В июле нынешнего года завершается третий этап реформы контрольно-кассовой техники. Перейти на онлайн-кассы  предстоит практически всем предпринимателям и юридическим лицам (кроме предпринимателей, виды деятельности которых оказались в списке исключений),  в том числе тем, кто занимается мелкой и розничной торговлей без наемных работников, транспортными перевозками, занят в сфере услуг. Представителей бизнеса ждет еще одно новшество – в России начинает внедряться система обязательной маркировки товаров. Подробнее о том, что это такое и к чему нужно готовиться ритейлерам, рассказывает  генеральный директор ГК «Авангард» Аркадий ЦАЦУРИН.

– Аркадий Владимирович, в чем суть единой системы маркировки товаров? 

– Мы переходим к цифровой экономике, и  создание Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров народного потребления – еще одно звено в цифровизации. Именно этой теме была посвящена конференция производителей кассовой техники «Цифровая эволюция», которая проходила в Москве с 18 по 21 марта.
Среди ее участников, обсуждавших актуальные вопросы перехода на новую систему, были представители Минпромторга и Центра развития перспективных технологий, ведущие производители контрольно-кассовых аппаратов.
 
Система обязательной маркировки подразумевает идентификацию каждой единицы товара, которой будет присваиваться  и наноситься уникальный защищенный код (марка). Это позволит контролировать путь продукции по всей цепочке – от производителя до конечного покупателя. Код маркировки уникален, двух одинаковых не существует, он используется однократно и после вывода товара из оборота удаляется из системы.

Уже определен единый оператор национальной системы маркировки товаров – это Центр развития перспективных технологий, в задачи которого входит регистрация в системе всех участников оборота маркированной продукции от производителей до розничного продавца,  разработка типов марок и способов их нанесения, производство и передача марок заказчикам в электронном виде, а также хранение и обработка информации о продукции, ее движении и об участниках оборота маркированной продукции.

– С какой целью вводится новая система?

– Единая система маркировки предназначена обеспечить прозрачность рынка, избавить его от контрафактной продукции, недобросовестной конкуренции. Не секрет, что легальные производители несут значительно большие затраты и не могут конкурировать с нелегалами. Недобросовестные производители не смогут больше прибегать к серым схемам, уклоняться от налогов и реализовывать свою продукцию и должны будут либо уйти с рынка, либо играть по правилам. Законопослушные предприниматели от этого только выиграют. Как и потребители, которые смогут приобретать легально произведенные и качественные товары
.  
– Поясните, при чем тут кассовые аппараты, как будет работать механизм системы обязательной маркировки?

– Система разработана таким образом, что вывод, или «выбытие», маркированной продукции из оборота  обеспечивается в местах розничной продажи именно через контрольно-кассовые аппараты. Считанная с помощью двухмерного сканера марка попадает через онлайн-кассу к оператору фискальных данных, который распределяет полученную информацию в соответствующие ведомства, контролирующие движение товара, а также передает ее единому оператору национальной системы маркировки товаров.

_0003273.jpg

– На какие группы товаров будет в первую  очередь распространяться новшество?

– Уже с марта этого года началась маркировка сигарет и табачной продукции (кроме сигар): производители обязаны наносить специальную метку в виде QR- кода размером 9х9 мм на каждую пачку. Это и есть марка. На импортный товар марка должна быть нанесена  до поступления на таможню. С июля маркированная табачная продукция может продаваться в розницу только с использованием кассовой техники с поддержкой передачи информации о маркированной продукции и оборудованной двухмерным сканером.  
С июля начнется маркировка обуви, с декабря – одежды и шин. В 2020 году планируется маркировать лекарства( январь), парфюмерию, молочную продукцию, радиотехнику… Соответственно, кассовое оборудование, которое применяется в местах реализации таких товаров,  должно быть к этому готово.

Для лекарственных препаратов, с выводом которых могут возникнуть сложности, поскольку некоторые из них реализуются бесплатно, разрабатывается специальное оборудование – регистраторы выбытия. Они будут устанавливаться   в аптеках, больницах, поликлиниках, фельдшерских пунктах.  
К 2024 году планируется создание сквозной системы маркировки всех основных групп товаров. Если участники оборота маркированной продукции не будут в ней  зарегистрированы, то они просто не смогут  реализовать свой товар. 

– Как предполагается поступать с продукцией со складов, которая подлежит маркировке, но была выпущена без идентификационных кодов?

– Табачную продукцию, выпущенную до марта 2019 года, разрешено реализовывать без маркировки  еще год, до июля 2020-го.  После этого продажу немаркированного товара  запретят. Предполагается, что обувь и одежду можно будет  маркировать в самих точках продаж. По остальным товарам вопросы еще прорабатываются.   

– Что следует сделать ритейлерам, то есть предприятиям розничной торговли, занимающимся реализацией товаров, подлежащих маркировке, чтобы не столкнуться с проблемами?

– Прежде всего они должны убедиться, что контрольно-кассовая техника, которой оборудованы торговые места, может быть адаптирована для работы в системе маркировки, т.е. способна будет обеспечить выбытие маркированной продукции. Как правило, большинство современных онлайн-касс можно адаптировать к новым требованиям, внедрить систему  передачи марок,  обновив программное обеспечение. Кроме того, придется приобрести дополнительное оборудование – двухмерные сканеры штрих-кодов, которые подключаются к онлайн-кассе и автоматически считывают марки.  Также для работы в системе маркировки необходима электронная цифровая подпись.

Центр развития перспективных технологий  разрабатывает для каждого вида товаров свои виды марки, методы ее нанесения и способы считывания. Все параметры будут указаны в соответствующих постановлениях правительства на каждую группу товаров непосредственно перед введением на них маркировки.

– К чему еще должны быть готовы предприниматели?

– С июля 2020 года придется  обеспечивать не только вывод, но еще и приход маркированной продукции, причем  исключительно через электронную систему документооборота, к которой необходимо будет подключиться. Если кассовые места не оборудованы компьютерной техникой, придется организовывать компьютеризированное рабочее место для обеспечения прихода товара с использованием электронного документооборота. Также необходимо будет обновление товароучетного программного обеспечения, применяемого в программно- аппаратных комплексах. С бумажными накладными будет покончено.

– «Авангард»  занимается контрольно-кассовой техникой уже 25 лет. Какие услуги вы можете предложить клиентам в свете новых требований?
 
– Мы долгие годы сотрудничаем с ведущими отечественными производителями высококачественной кассовой техники и готовы предоставить ритейлерам широкий спектр услуг и оборудования для обеспечения  оборота маркированной продукции.  Специалисты нашего сервисного центра профессионально проконсультируют клиентов, подберут и настроят  соответствующее основное или дополнительное оборудование, обеспечат его обслуживание, помогут адаптировать уже имеющуюся технику,  установят необходимое программное обеспечение, а также помогут с регистрацей в системе маркировки.  На всю продукцию есть  необходимые сертификаты и гарантии. Во второй половине апреля мы планируем провести семинар на тему маркировки товаров, где подробно познакомим всех желающих с тонкостями работы в системе маркировки.

logo (1).jpg
Группа компаний «Авангард»

• Бежицкий р-н, ул. XXII съезда КПСС, 19

688-155, 688-175

• avbr.ru

Количество просмотров: 6151