Наталья Новикова - про штрафы за не самые «лучшие цены  на лекарства» и ненастоящую «ночь распродаж»

Наталья Новикова - про штрафы за не самые «лучшие цены на лекарства» и ненастоящую «ночь распродаж»

24 апреля 2018

Работа в рекламном журнале обязывает всегда держать руку на пульсе рекламного законодательства. Зачастую бывает очень сложно определить, где есть нарушение закона, а где нет. Благодаря регулярным пресс-конференциям, проводимым Брянским УФАС России, таких ситуаций в нашей работе становится все меньше. Специалисты Брянского УФАС регулярно проводят тематические встречи с журналистами, на которых проясняют те или иные вопросы рекламного законодательства. Заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Новикова рассказала нам о наиболее ярких случаях нарушения рекламного законодательства в Брянске за последний год, а мы в очередной раз убедились, насколько важно в нашем деле быть внимательным и соблюдать закон о рекламе.

- Наталья Александровна, расскажите, пожалуйста, на какие нарушения закона о рекламе Брянскому УФАС приходилось реагировать в последнее время?

- Нарушений закона о рекламе, к сожалению, довольно много. Так, например, специалистами Брянского УФАС России было выявлено распространение ненадлежащей рекламы крупной сети магазинов цифровой и бытовой техники о предоставлении рассрочки без переплат на покупку смартфона, оформляемой через банк. В ходе проверки Комиссией Брянского УФАС было установлено, что в магазине оформляется кредит, при этом процентная ставка может составить до 18%. Также кроме процентной ставки были и другие дополнительные платы, которые вели к удорожанию товара, но реклама об этом не сообщала. Виновное лицо было привлечено к административной ответственности на сумму 100 тысяч рублей.

Также в 2017 году в Брянское УФАС поступила жалоба по поводу рекламы акции «1=2», проводимой известным магазином косметики. Никаких дополнительных условий в рекламе указано не было, кроме как обращаться за подробностями к консультантам в магазине. Жительница Брянска, увидев рекламу, пошла в магазин и выбрала два товара. Однако на кассе ей сказали, что выбранные товары с синими ценниками в акции не участвуют, а участвуют только с зелеными. Расстроенная покупательница пришла с жалобой в антимонопольное управление. Как пояснил представитель магазина, всю подробную информацию об акции в рекламе указать невозможно, поскольку она займет очень много места. Комиссия Брянского УФАС решила, что реклама сети магазинов косметики вводит потребителей в заблуждение и содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости товара и размере скидок. Данная реклама была признана ненадлежащей, а рекламодатель привлечен к ответственности в виде административного штрафа в размере 100 тысяч рублей.

Брянский представитель одного из крупнейших супермаркетов бытовой техники в России решил провести очередную ночную акцию по продаже товара по скидкам -50%, назвав ее «Ночь распродаж».

Маркетинговый отдел магазина разместил рекламный баннер и разослал клиентам рекламные сообщения о предстоящих скидках, приглашая посетить магазин в ночное время, так как только в назначенный час будут действовать «супер скидки» -50%. Покупательница, обратившаяся после посещения магазина в антимонопольный орган, не нашла товаров по заявленной акции «-50%», чем была очень огорчена, почувствовав себя обманутой. Комиссия Брянского УФАС России признала указанную рекламу ненадлежащей за распространение информации, которая вводит потребителей в заблуждение, а рекламодатель привлечен к ответственности в виде административного штрафа в размере 102 тысячи рублей, так как в течение года уже был привлечен к административной ответственности в другом регионе. Не согласившись с постановлением Брянского УФАС России, Общество обжаловало его в Арбитражном суде города Москвы. По итогам рассмотрения дела Обществу было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Внимание сотрудников антимонопольной службы привлекла реклама аптечной сети, а точнее, рекламный слоган на распространяемых в аптеках листовках, который гласит: «У нас Лучшие цены на лекарства». Рекламодатель утверждал, что в Брянске и области выбор по цене в данной аптечной сети лучше, чем у конкурентов, но при этом по ценовому критерию сравнительный анализ рекламодателем не проводился. В рекламных листовках отсутствовал критерий, по которому производилось сравнение и сделан вывод о том, что «лучшие цены» представлены только в данной аптечной сети. Организации выдано предупреждение как административная мера наказания, а на должностное лицо наложен административный штраф.

Всего в 2017 году отделом естественных монополий и рекламы было выявлено 233 нарушения законодательства РФ о рекламе; было возбуждено 129 дел об административном правонарушении по фактам нарушений законодательства о рекламе; наложено штрафов на сумму 669 тыс. руб.; уплачено штрафов на сумму 715 тыс. руб.

Как мы видим из приведенных примеров, часто для соблюдения закона о рекламе бывает достаточно просто более ответственно подходить к рекламе, проверять информацию и добросовестно доносить ее до потребителя. Ничего сверхъестественного! Просто не нужно забывать, что наши социальные роли постоянно меняются. И каждый из нас в то или иное время становится потребителем услуг и товаров. И каждому из нас хотелось бы, чтобы реклама была максимально честной.

Количество просмотров: 382