За инженерным образованием – будущее!

За инженерным образованием – будущее!

14 декабря 2021

О важности профессии инженера, сегодняшнем дне знаменитого вуза, работе в условиях пандемии и не только об этом журналу «Точка!» в интервью рассказал ректор Брянского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, депутат Брянской областной Думы Олег ФЕДОНИН.
– Олег Николаевич, нередко приходится слышать о том, что российское инженерное образование переживает сейчас не самые простые времена…
– Действительно, к огромному сожалению, интерес к инженерным специальностям, к техническому образованию, у молодежи падает. И это несмотря на то, что уже сейчас на рынке труда существует огромная потребность в инженерах, а в дальнейшем она будет только возрастать. Без высококвалифицированных, талантливых инженерных кадров невозможен научно-технический прогресс, динамичное экономическое развитие страны. С уверенностью могу сказать – за инженерным образованием будущее. Однако, выпускники школ по-прежнему больше ориентируются на гуманитарные направления, стремятся получить диплом юриста, экономиста, финансиста, менеджера. И пока ситуация не меняется, хотя рынок труда перенасыщен такими специалистами и им далеко не всегда удается устроиться на работу по своему профилю. 

– Как вы полагаете, в чем кроется проблема?
– Одна из причин существующей проблемы, на мой взгляд, в том, что физика и информатика стали на ЕГЭ предметами по выбору. Не секрет, что это не самые простые дисциплины. Возможно, поэтому с каждым годом все меньше школьников выбирают их для сдачи госэкзамена. Как следствие, у ребят недостаточная подготовка по этим предметам. И как им потом, со слабой базой, учиться в техническом вузе? Неудивительно, что выпускники подают документы туда, где им будет легче и проще получить диплом о высшем образовании. Судите сами: в этом году по итогам окончания набора на технические специальности в трех государственных вузах нашего региона имелись свободные бюджетные места. Недобор составил от 8 до 15%! Чтобы его закрыть, нам пришлось проводить еще два дополнительных набора. Подобная картина наблюдалась и в ряде других высших заведений страны, в том числе столичных. Складывается парадоксальная ситуация: на гуманитарные направления абитуриенты готовы поступать на платной основе, а на технические даже на бюджет не идут.
– Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы исправить ситуацию?
– Прежде всего – планировать. Если мы хотим получить определенное число выпускников технарей «на выходе», нам как минимум нужно иметь в два раза больше абитуриентов «на входе». Иначе не будет конкурса, вузы не смогут отбирать лучших, наиболее подготовленных, талантливых ребят. Все это в итоге скажется на качестве образования  и подготовки специалистов в целом – из среднего абитуриента троечника вряд ли получится сильный студент и профессионал. На уровне макропланирования государство, заинтересованное в технических специалистах, каждый год увеличивает число бюджетных мест в вузах. К примеру, в этом учебном году к нам на бюджет поступили 1949 студентов, из них – 1315 на бюджет. По программам высшего образования – 1676, из них на бюджет – 1160, по программам среднего профильного образования – 201, из них на бюджет – 135. В следующем будем набирать на бюджетные места уже на 100 человек больше. Приходите, учитесь! Своими силами, без помощи административно государственного ресурса, участия региональных департаментов экономического развития, образования и науки, вузы проблему дефицита студентов-технарей не решат. И начинать следует еще со школы. Учителям нужно ориентировать ребят на учебу и работу в своем регионе, прививать интерес к точным наукам, больше внимания уделять подготовке школьников по таким предметам, как физика, химия, информатика.
– Какую работу в плане профориентации школьников проводит университет?
– Мы ежегодно проводим целый комплекс профориентационных мероприятий, направленных на то, чтобы заинтересовать школьников инженерно-техническими профессиями. несколько раз в год в вузе проходит день открытых дверей, наши сотрудники выезжают в районы области, участвуют в ярмарках учебных мест, будущих студентов-целевиков мы ищем на предприятиях региона. Преподаватели БГТУ ведут занятия в центрах технического образования школьников. Сейчас инженеры востребованы в любой отрасли, это престижная и, что немаловажно, прибыльная специальность. Потому что реальная прибыль, экономическая добавленная стоимость получается, когда имеется технологическая цепочка. например, когда из руды делается металл, из металла – отливка, из отливки – деталь, из детали – узел, а из узлов собирается машина. И в нашей стране, и во всем мире люди, получившие инженерное образование, становятся успешными предпринимателями, эффективно руководят крупными компаниями – тому есть масса примеров.
– Наверное, понимая это, получить высшее образование в вашем вузе стремятся иностранные студенты?
– Мы проводим набор абитуриентов-иностранцев уже несколько лет подряд. На сегодня у нас на разных курсах учатся около 500 студентов из 24 стран– ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Мексики, Анголы, Бенина, Гвинеи, Конго, Камеруна, Сенегала, Чада. Это очень мотивированные и старательные ребята, четко понимающие, что приехали за знаниями, которые помогут им в дальнейшем строить успешную карьеру. Они проходят обучение по различным специальностям – экономика, информатика, транспорт, энергетика, механика…В 2019 году выпускники студенты иностранцы получили дипломы с отличием. В 2019 – студент из Конго – «Прикладная механика», студент из Мали – «Инноватика». В 2021 году – студент из Мали– «Машиностроение» и студент из Молдовы – «Информационные системы и технологии». Мы помогаем зарубежным студентам адаптироваться к социально-культурным нормам в нашей стране, проявить свои способности, они активно участвуют в общественных, спортивных мероприятиях. С этой целью в университете был организован международный студенческий клуб «Союз». Огромной популярностью пользуется сборная БГТУ по футболу «Черная пантера», в которой играют ребята из африканских стран, на ее счету немало побед и наград.
– Пандемия внесла серьезные коррективы в учебный процесс. Как выстраивалась работа БГТУ в таких условиях? 
– Для дистанционного обучения мы использовали собственную вузовскую информационно-образовательная сеть, а также интернет-платформы. В онлайн-режиме пришлось проводить защиту дипломов и даже диссертационных работ. Технически мы с этой задачей справились. Но если говорить о качестве образовательного процесса, то ни для кого не секрет, что оно однозначно страдает от «удаленки». И если кто-то говорит обратное, то, думаю, лукавит. Обучение– это живой процесс, который предполагает контакт, непосредственное взаимодействие преподавателя и студента. Будем надеяться, что все сложности, связанные с пандемией, скоро закончатся. Сейчас наш вуз работает в обычном режиме с соблюдением всех необходимых санитарно-гигиенических требований.
– А как обстоят дела с вакцинацией от коронавируса?
– В этом плане мы можем действовать только убеждением. Благодаря вакцинации в свое время в Советском Союзе удалось справиться со многими опасными заболеваниями, в том числе с оспой, корью, дифтерией, коклюшем, полиомиелитом. И для меня это – самый весомый аргумент «за». Я сам сделал первую прививку от коронавируса еще в январе, вторую – в феврале. На сегодня в нашем вузе вакцинировались около 70% преподавателей и порядка 40% студентов.
– Эффективность образования в высшей школе напрямую зависит от квалификации преподавательского состава…
– По численности штатного и профессорско-преподавательского состава на сегодняшний день мы, пожалуй, самый крупный вуз в регионе. В БГТУ работают около 800 сотрудников, в том числе больше 300 преподавателей, из них около 60 докторов наук и порядка 200– кандидатов наук. Это очень хорошие показатели. В вузе три диссертационных совета, причем один из них объединен с Институтом машиноведения РАН. За последние 10 лет было защищено 20 докторских и более 100 кандидатских диссертаций, к нам приезжают соискатели учёных степеней из разных городов страны и даже ближнего зарубежья. Так что нашему вузу есть чем гордиться в этом плане.
– БГТУ – не только легендарная кузница инженеров, но и научный центр, в вузе традиционно ведется большая научно-исследовательская работа. По каким направлениям?
– Мы ведем научно-исследовательскую деятельность по широкому кругу направлений, начиная от машиностроения, энергетики, транспорта, вычислительной техники и заканчивая микроэлектроникой, компьютерным моделированием и защитой информации. Для этого у нас имеется и соответствующая научно-техническая база, и высококвалифицированные кадры, к научным изысканиям активно привлекаются студенты.

– Какие направления сейчас наиболее актуальны?
– К примеру, пять лет назад, в 2016 году, в вузе была создана лаборатория инновационных аддитивных технологий, которые предполагают послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерного 3D-моделирования. Поясню: при классической технологии изготовления детали нужно убрать из заготовки все лишнее. Аддитивная технология позволяет создавать деталь конкретно под заданные параметры путем послойного добавления нужного. В результате мы получаем почти безотходное производство, процесс изготовления продукции ускоряется и удешевляется, а качество значительно увеличивается. Всего несколько стран в мире занимаются подобными разработками. С использованием данной технологии мы выполняем проекты ряда крупных организаций, в том числе Роскосмоса. При этом параллельно создаем оборудование и готовим специалистов по этому направлению. Очень интересные, не побоюсь этого слова – прорывные проекты имеются у нас и в области микроэлектроники, и в других областях. С гордостью можно сказать: в лабораториях нашего вуза ведутся исследования и создаются прикладные научно-технические разработки общероссийского и мирового уровня.



Количество просмотров: 3622