Георгий Абушенко. 50 лет брянскому заводу "Термотрон"

Георгий Абушенко. 50 лет брянскому заводу "Термотрон"

18 ноября 2015

Завод «Термотрон» хорошо знают за пределами Брянской области. На сегодняшний день это крупное российское предприятие, выпускающее оборудование для железных дорог. Передовые технологии, инновации, сотрудничество с иностранными партнерами, постоянный поиск перспективных направлений - жизнь здесь кипит, а заводчане с уверенностью смотрят в завтрашний день. В июне этого года предприятие отметило свой 50-летний юбилей. Круглая дата, длинный и нелегкий путь становления и очень многое пережито за это время. О заводских буднях нам рассказал Генеральный директор завода «Термотрон» Георгий Сергеевич Абушенко.

- Георгий Сергеевич, мы регулярно читаем и смотрим новости, знаем, что сегодня завод занимает лидирующие позиции, есть хорошие контракты и перспективы. Но всегда ли так было?

- Если начать совсем издалека, то своим рождением завод обязан бурному развитию электронной техники в 60-е годы ХХ века. В 70-е - 80-е годы завод выпускал изделия машиностроения для электроники. В 90-е годы на фоне всеобщего развала экономики направление микроэлектроники приказало долго жить, и продукция завода оказалась никому не нужна. Вот как раз в те перестроечные времена я и пришел на завод.

Это был 1994 год, волна демократических процессов, когда коллектив и акционеры предприятий выбирали директоров, было такое время. До этого я уже работал на «Термотроне» в период с 1979 по 1985 годы в должности сначала заместителя начальника цеха, потом – начальником механического цеха, затем – начальником производства, а потом я ушел с завода и 10 лет работал заместителем директора БЗМТО. У меня была своя команда, все выходцы с «Термотрона», я ни о чем таком не помышлял, когда ко мне пришла делегация, и люди попросили согласие выдвинуть мою кандидатуру на должность директора завода «Термотрон». Сказали: «Мы вас знаем и помним». Я посоветовался с семьей, долго принимал решение. Но согласился. Проводил рабочие встречи, общался с людьми. На собрании акционеров большинством голосом меня выбрали директором, и 30 ноября 1994 года я вернулся на родной завод.

Хорошо в те времена не было нигде. Я пришел в ноябре, зарплата еще не платилась за август, денег не было, процветал бартер. Мы искали, куда приложить свои усилия. Или лечь под обстоятельства, как это случилось тогда со многими заводами, или пробовать бороться. Выбрали второй путь, и нашли своего заказчика в лице РЖД. Много было положено сил, чтобы в нас поверили. Помогло то, что мы никогда не обманывали и всегда выполняли, что обещали. И второе - на заводе всегда на очень высоком уровне были вопросы качества продукции. Сегодня российская железная дорога – наш основной заказчик. Кроме того мы работаем с железными дорогами стран СНГ, с различными металлургическими и угольными предприятиями, у них своя железная дорога, и им никак не обойтись без нашей продукции.

- Железная дорога – это в первую очередь – безопасность. Все механизмы должны работать без сбоев, как часы. За счёт чего вам удается соответствовать мировым стандартам по качеству выпускаемой продукции?

- Сегодня наша продукция достаточно массового производства мы переоснастились, частично ушли от универсального оборудования, перешли на станки с ЧПУ, обрабатывающие центры, на станки-автоматы. Мы вкладываем большие средства в новое оборудование, и примечательно, что это наши, заводские, а не заемные деньги. На переоснащение механического цеха мы вложили 85 млн рублей, чтобы обновить оборудование на литейном производстве - около 200 млн рублей и еще надо порядка 50 млн. чтобы довести дело до конца. Мы избавились от старья. Раньше в сталелитейном цехе были грязь, копоть и дым. Сейчас мы поставили там новую итальянскую линию, немецкую индукционную печь. И я ставлю задачу, чтобы здесь росли на окнах цветы.

- Георгий Сергеевич, как продвигаются дела в отношении совместного предприятия с концерном «Сименс»?

- Это сотрудничество очень нужно российской стороне. Дело в том, что на тот момент, когда железнодорожники и Правительство нашей страны продекларировали желание строить скоростные магистрали до со скоростью движения до 200 км в час, такие как «Москва – Санкт-Петербург», в России не было напольного оборудования, не было приводов. И если бы «Термотрон» не сделал их, мы бы с вами не увидели как два президента (России и РЖД) едут на белом «Сапсане» из Москвы в Санкт - Петербург.

А сейчас ставится следующая задача - запустить высокоскоростные поезда со скоростью движения до 400 км в час и более по направлениям Екатеринбург и дальше до Дальнего Востока. Такого привода в России сейчас нет. А у немцев – есть. Но для того чтобы адаптировать немецкий привод под наши российские условия, а у них даже размер железнодорожной колеи другой, мы и создаем совместное предприятие «Сименс» принесет к нам самое главное – свои разработки и технологии. И у нас будет свой привод, российский.

Сейчас в этом проекте уже виден свет в конце тоннеля, хотя мы работаем над ним более 5 лет. Я думаю, что к концу года совместное предприятие начнет работать. У «Сименс» есть отличные разработки микропроцессорной техники, связанной с оснащением вокзалов, управлением движения поездов, то, что у нас сейчас работает еще на релейных схемах, у них – на микропроцессорах. Мы тоже адаптируем это к условиям российских железных дорог, что в разы повысит и безопасность для пассажиров, и их информированность – это бегущие строки, числовые и смысловые указатели.

- Мы знаем, что и китайцы приезжали на «Термотрон»? Тоже поставка оборудования?

- Да, но тут наоборот, они приезжали, чтобы купить оборудование, которое выпускает наш завод. Это достаточно уникальный случай – они там у себя на Востоке выиграли тендер на строительство железной дороги, все построили, а напольное оборудование приехали покупать к нам.

- Почему к нам?

- Потому что оно надежное, высокого качества, учитывая, что это связано с безопасностью дорожного движения, сами китайцы не могут обеспечить такой высокий уровень. У нас были очень тяжелые переговоры, но мы сошлись в сроках, ценах и поставили в Китай наше оборудование.

- Георгий Сергеевич, Вы рассказываете обо всем с таким воодушевлением, видно, что работа приносит Вам удовольствие. Всегда было интересно это направление: станки, металл, машиностроение?

- Вообще-то по своей первой специальности я – фрезеровщик. Это было в далекой юности. Сразу, как только начал иметь дело с металлом, я понял, что это мое. Потом закончил БИТМ по специальности «Вагоностроение и вагонное хозяйство», на всех практиках был на вагоностроительных заводах, но в механообрабатывающих цехах. Два года работал на «Уралмаше», начинал с мастера, молодым специалистом пришел в механический цех, и когда приехал в Брянск тоже стал начальником мех. цеха. Я прошел все стадии, знаю, чем живет и дышит завод и что можно сделать, чтобы он задышал еще лучше.

- Кто сегодня работает на заводе? Расскажите, пожалуйста, про свой коллектив.

- Время не стоит на месте. Коллектив, который сформировался на заводе в 90-е года здесь в большинстве своем так и остался. Сейчас эти люди больше связаны с умственным трудом, а им на смену пришла молодежь. Средний возраст заводчан 45 лет. Но и сегодня на заводе трудятся пенсионеры. Бывают такие узкие направления, где нам просто нельзя обойтись без их опыта и уникальных знаний. Новичка так быстро не обучишь, а потом может еще и не удержишь. А эти люди прикипели к заводу, как говорят старожилы - заводская труба теплая, всех согреет…

Хочется пожелать всему коллективу завода, чтобы следующие 50 лет прошли для нас без потрясений, чтобы были заказы и надежные партнеры. Желаю здоровья и благополучия в семьях, чтобы каждый из вас с радостью спешил на родную проходную, а после работы с удовольствием возвращался домой.


Количество просмотров: 7324