Брянское УФАС России. Четверть века «на передовой»

Брянское УФАС России. Четверть века «на передовой»

9 марта 2017

В феврале 2017 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области отмечает 25-летний юбилей со дня образования. В такие дни, как водится, принято подводить итоги работы, делиться профессиональными успехами и достижениями. Четверть века назад никто и предположить не мог, что антимонопольная служба займет такой огромный пласт в административном контроле, станет гигантским ресурсом, на который можно опираться и ставить сложные государственные задачи. Первым основополагающим законом, который определял деятельность антимонопольных, органов был закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», с 1995 года появилось законодательство о рекламе, в 1999 году был принят закон «О защите конкуренции на финансовых рынках», с 2006 года антимонопольным органам был поручен контроль за размещением государственных и муниципальных заказов, с 2012 года контроль за закупками отдельными видами юридических лиц, 2015 года – контроль за государственным оборонным заказом и вопросами тарифообразования. Герои нашего материала – как раз те, кто ежедневно стоит на защите конкуренции.

Про закупки

Елена Михайловна Болховитина, заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и ЖКХ:

- Одна из важнейших функций Федеральной антимонопольной службы – контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг. Кроме этого, мы рассматриваем жалобы на действия от физических и юридических лиц, в том числе и на действия органов власти любого уровня: муниципального, областного, федерального. Жалобы рассматриваются на безвозмездной основе в течение 5 рабочих дней. В итоге мы даём взвешенное оперативное решение и предписание об устранении нарушений.

A05K6291_ на портал.jpg

Жалобы, которые поступают в Брянский УФАС, связаны с различными сферами деятельности: здравоохранение, образование, строительством, услугами общепита. Например, в медицинской отрасли наибольшее количество жалоб поступает при закупках оборудования и медтехники. Не так давно мы рассмотрели жалобу на действия заказчика при проведении торгов на поставку медицинского оборудования для патологоанатомического отделения одной из областных больниц. Изучив технические характеристики оборудования, мы пришли к выводу, что заказчик объявил о том, что ему необходимо приобрести медицинский аппарат, которого не существует ни на одном из товарных рынков. Такие случаи в нашей практике не редки, но оперативно пресекаются антимонопольным органом.

Кроме того, в наши полномочия входят ежегодные проверки, направленные на соблюдение прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства в сфере закупок. Еще раз обращаем внимание, что все заказчики Брянской области обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) не менее 15 % от годового объема выделяемых им денежных бюджетных средств. К должностным лицам, не соблюдающим требования 44-ФЗ, мы применяем штрафные санкции и выдаем предписания о проведении закупок для СМП в необходимом объеме.

Наша деятельность в сфере закупок связана с просветительской работой и обучением должностных лиц учреждений и органов власти Брянской области. Мы регулярно встречаемся с главами районов области, работниками администраций и отвечаем на возникающие вопросы, чтобы помочь им лучше ориентироваться в антимонопольном законодательстве и не допускать нарушений.

Про взаимодействие

Ирина Вячеславовна Лагунова, начальник отдела товарных и финансовых рынков

Региональное Управление ФАС активно сотрудничает с Контрольно-счетной палатой Брянской области и проводит совместные мероприятия, направленные на устранение нарушений в сфере закупок товаров, работ и услуг. Благодаря слаженной работе двух контролирующих органов, в 2016 году установлено более 100 случаев нарушений «Закона о закупках» юридическими лицами. Наложено штрафов на сумму 216 тысяч рублей.

A05K6257_ на портал.jpg

Про недобросовестную конкуренцию

В 2015 году при Брянском УФАС России создан экспертный совет по недобросовестной конкуренции, на заседаниях которого рассматриваются сложные и вызывающие споры действия конкурентов, содержащие признаки недобросовестной конкуренции. Эксперты высказывают свою позицию, которая используется антимонопольным органом при осуществлении мер антимонопольного реагирования.

Наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства происходит сегодня на рынке жилищно-коммунальных услуг. Часто управляющие компании отказываются передавать техническую документацию на многоквартирные дома из-за того, что собственники поменяли управляющую компанию. После выявления таких фактов, мы выдавали управляющим компаниям предписания об устранении нарушений в установленные сроки. С 2016 года в связи с изменением антимонопольного законодательства выдаем предупреждения, и только в случае неисполнения предупреждения возбуждаем дело.

Про торговлю

В целях предупреждения и предотвращения необоснованного роста цен на отдельные виды продовольственных товаров мы проводим еженедельный мониторинг цен. В настоящее время ведём проверку договоров, заключенных торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров, в связи с изменением закона о торговле, чтобы все указанные договоры соответствовали антимонопольному законодательству.

Про рекламу

Наталья Александровна Новикова, заместитель руководителя, начальник отдела естественных монополий и рекламы:

В 2016 году значительно сократилась административная нагрузка на субъекты предпринимательской деятельности. С июля 2016 года в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное нарушение по рекламе, применяется мера ответственности в виде предупреждения, без применения штрафных санкций. По данной статье в 2016 году выдано предупреждение 37 субъектам предпринимательства.

A05K6293_ на портал.jpg

Порядка 35 процентов нарушений законодательства о рекламе составляют нарушения по введению в заблуждение потребителей. Антимонопольный орган систематически выявляет ошибки и хитрости рекламодателей, рекламораспространителей, рекламопроизводителей.

Значительно уменьшилось число нарушений в сфере рекламы медицинских услуг, алкогольной продукции, рекламы товаров при дистанционном способе их продажи, предупреждение распространения завуалированной рекламы товаров, ограниченных к рекламированию, а также в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующих мероприятий.

О естественных монополиях

В связи с изменением в законодательстве, применением нового правового института в виде предупреждения произошло смягчение административного воздействия на бизнес, что в значительной степени позволило субъектам, действующим в сфере естественных монополий устранить допущенные нарушения без финансовых убытков в условиях экономического кризиса страны, что свидетельствует о высокой эффективности их применения.
Лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности в связи с устранением нарушения.

Развитие законодательства

Нина Николаевна Селянина, заместитель руководителя Брянского УФАС России:

Законодательство, находящееся в введении антимонопольных органов постоянно развивается и совершенствуется, третьим и четвертым антимонопольными пакетами введены новые институты правового регулирования.
Введение новых правовых мер антимонопольного реагирования, таких как предостережение и предупреждение, позволяет снизить административное влияние на хозяйствующие субъекты и органы власти.

A05K6277_ на портал.jpg

Цель предупреждения - пресечь действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В настоящее время в большинстве случаев признаки нарушения антимонопольного законодательства не влекут за собой возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства без предварительной выдачи предупреждения, и лишь в случае не выполнения предупреждения возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства с последующим привлечением к административной ответственности.
Предостережение выдается должностным лицам хозяйствующих субъектов и органов власти, допустивших публичное заявление, о планируемых действиях, поведении, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Про органы власти

Ольга Федоровна Прозорова, начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами:

- Недавно мы рассматривали такой случай. Орган местного самоуправления и хозяйствующий субъект заключили антиконкурентное соглашение, по которому у хозяйствующего субъекта появилось преимущество, по сравнению с другими, оказывающими услуги на рынке сбора, вывоза, передачи на утилизацию ТБО на территории городского округа. На основании предписания Брянского УФАС России антиконкурентное соглашение расторгнуто. Теперь, граждане, проживающие в индивидуальных домах, могут самостоятельно заключать договоры на вывоз отходов с любой организацией или предприятием по сбору и вывозу ТБО.

В результате проведенной Брянским УФАС России работы в ряде муниципальных образований области органы местного самоуправления разработали и согласовали схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях и другом недвижимом имуществе, которое находится в муниципальной собственности. Определена форма проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Также мы рассмотрели многочисленные жалобы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на действия органов местного самоуправления, которые нарушили порядок проведения торгов на право заключения нестационарных торговых объектов на территории Брянска. В результате выявлены существенные нарушения: неправомерный отказ в допуске к участию в торгах, сокращение сроков оповещения об их проведении и сроков приема заявок на участие в торгах, неверное определение победителей торгов. Предписания об устранении нарушений, выданные по итогам рассмотрения жалоб, исполнены в полном объеме. Законные права и интересы хозяйствующих субъектов восстановлены.

A05K6234а_ на портал.jpg

Ведерников Сергей Александрович, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области:

- Основы антимонопольного регулирования в России были заложены еще в 1990 году, когда страна вступила в новую эпоху, совершив переход от плановой экономики к рыночной. С течением времени определенной вехой в истории защиты и развития конкуренции на российких рынках стало принятие закона «О защите конкуренции», что способствовало дальнейшей либерализации антимонопольного законодательства с учетом лучших международных практик. С этого момента каждые три года законодательство совершенствовалось, постепенно расширяя международное сотрудничество, переводя его в практическую плоскость по исследованию социально значимых рынков и расследованию самых опасных экономических преступлений – картельных сговоров. Сделано многое – впереди предстоит еще больше, поэтому желаю всем сотрудникам антимонопольной службы и нашим коллегам дальнейшей плодотворной работы, неисчерпаемой энергии и новых достижений на благо конкуренции и поддержки предпринимательства!

Управление Федеральной Антимонопольной службы по Брянской области

Адрес: г. Брянск, ул.Дуки, д.80

Режим работы: пн.-чт. с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 13.45, пт. с 8.00 до 16.00, перерыв с 13.00 до 14.00
Официальный сайт: bryansk.fas.gov.ru
E-mail: to32@fas.gov.ru
Приемная: (4832)64-33-93
Факс: (4832)64-32-74

Прием заявлений, обращений, запросов осуществляется в кабинете 502, справки по телефону (4832) 64-33-93

Количество просмотров: 4474