Путешествие на «чайный» остров Цейлон

Путешествие на «чайный» остров Цейлон

Генеральный директор ООО «Офисные перегородки», владелец салона мебели для офиса «Бюрократ» Николай ЛУКАНОВСКИЙ самостоятельно путешествует по миру, фотографирует и пишет путевые заметки. Сегодня мы вместе с ним побываем на «чайном» острове Цейлон.


МНОГОЛИКАЯ ШРИ-ЛАНКА

Этот маршрут мы с женой прорабатывали долго и тщательно. План был такой: исколесить весь остров вдвоем, с небольшими рюкзаками, исключительно на доступном транспорте, никаких трансферов, нанятых профессиональных гидов, зарезервированных отелей! Наметили шесть-семь самых интересных для посещения городов в разных частях Шри-Ланки: Коломбо (столица Республики) – Сигирия (на север) – Канди (в центр страны) – Нувара-Элия и Элла (на юго-восток) – Матара (на юг) – и обратно на северо-запад, в столицу.

И хорошо, что ничего не резервировали: в пересадочном аэропорту Шарджа (Объединеные Арабские Эмираты) бесплатный wi-fi и свежая сводка погоды преподнесли нам неприятный сюрприз - в северной части острова пару ближайших дней прогнозируются проливные дожди…

А МЫ ПОЙДЕМ НА ЮГ!

Сели в самолет, подумали, посоветовались, и прямо в воздухе решили: разворачиваем маршрут ровно до наоборот – двинемся на юг, в Матару. 

В международный аэропорт Шри-Ланки, который находится не в столице, а вблизи города Негомбо, мы прибыли под утро. Первое, что бросилось в глаза, - большое количество военных, вооруженных автоматами. Но нас это не встревожило, мы знали: обычные меры безопасности против возможных вылазок сепаратистов-тамилов, которые борются с правительством за отделение северных территорий уже на протяжении трех десятков лет и в 2001 году устроили вооруженное нападение как раз на этот аэропорт. Территория обнесена изгородью из стальной сетки, на которую мы постоянно натыкались в полутьме, пытаясь найти выход к местным автобусам. 

Людской поток вынес нас, наконец, на эту, с позволения сказать, автостанцию, которая больше напоминала восточный рынок. Палатки с фруктами, овощами, напитками и еще какими-то товарами, запахи готовящейся дорожной еды, толкотня, суета. На открытую и слабо освещенную площадь в беспорядке подъезжают и отъезжают автобусы разных мастей и вместимости, что-то выкрикивают, высунувшись из их отрытых дверей, зазывалы. Обратились к одному из военных: как найти автобус до Коломбо? Он махнул рукой в сторону площади. Подсказал, называется! Попробовали искать сами, но все надписи на табличках за лобовым стеклом только на сингальском. Тогда стали прислушиваться к зазывалам. Один из них всё выкрикивал: Калёмба! Калёмба! Похоже, наш. Сели. Через несколько минут огни международного аэропорта Бандаранайк растворились в темноте. Ланкийцы-пассажиры с нескрываемым любопытством рассматривали двух белых людей, неведомо каким ветром занесенных в их страну…

Автобус оказался местной маршруткой. Через полчаса пути на окраине города он «причалил» к обычной остановке, конечной, надо полагать, - все пассажиры с вещами вышли. Никакой автостанции вблизи видно не было. На наш удивленный взгляд водитель ответил: Калёмба!
Вдоль обочины дороги, хвала Будде, виднелся в утреннем полумраке ряд местных мото-такси – трехколесных «тук-туков». И опять облом: слов «бас стейшен» никто из водителей не понимал. Наконец, нашелся один умный, ну, или ушлый: «Вus station?» – на чистом английском переспросил он, - «А!». И жестом пригласил садиться. 

И понеслось… это тарахтящее чудо 21 века в городском транспортном потоке! «Тукеры» водят свои разукрашенные трехколесные такси по одним им известным правилам – шустро, юрко, обгоняя автомобили и автобусы, и по встречной, и по тротуарам, ныряют между переходящими где и как угодно проезжую часть пешеходами, непрерывно сигналят, покрикивают или перекидываются фразами между собой. Страшновато, поначалу, конечно. Тем более что дверей в этом транспорте нет. Держись за поручни, веселый пассажир! Однако аварий не видно и пешеходы все целехоньки, подумалось, что попасть в Амстердаме под колеса обычного велосипеда гораздо проще, чем под несущийся ланкийский «тук-тук».

Приехали. Какой-то пустынный полустанок у железнодорожных путей, да и покосившиеся ворота на дорожке, ведущей к нему, закрыты. С английским у нашего лихача все ясно. В ход пошли жесты и мимика.

«Автобус нужен, бас, понимаешь? Как вон тот, только большой! Биг!» - я делаю «рыбацкий» жест разведенными в стороны руками. «И много – тен, тьенте, десять, двадцать, понимаешь?» - ребром ладони я ставлю в ряд свои воображаемые «басы». А! – с подозрительным пониманием произносит таксист, на лице его написано: так бы сразу и сказали. И жестом щвейцарского швейцара в прогибе приглашает нас вновь занять пассажирское сиденье в своем мото-лимузине.
Через двадцать бесконечных минут отчаянной гонки мы прибыли на центральный автовокзал столичного Коломбо. Оплату «наш» ланкиец запросил равную 200 рублям и не оставил никаких оснований подозревать его в том, что он нарочно катал нас по городу, желая больше заработать... Расплатившись потрепанными рупиями, мы направились к желанным междугородним автобусам.

От столицы до Матары, города на южной оконечности острова, в который мы сейчас направлялись, 160 километров. На полпути наш автобус сделал часовую остановку на большой автостанции, и я пошел купить еды. Покидать автобус вдвоем сразу нельзя: вещи останутся без присмотра, да и не сядешь на свои места потом – большинство пассажиров всю дорогу ехали стоя. Поэтому наши возможности странно разделились: со мной была небольшая сумма рупий, которые мы поменяли в аэропорту, а с женой «остался» английский язык, с помощь которого можно было попытаться выбрать и купить на эти деньги что-то съестное... Но я справился. Молча. В целом ряду открытых ларьков, напоминающих наши «шаурменные», мужчины-ланкийцы на глазах у потенциальных покупателей готовили нехитрую дорожную снедь: лапшу, еще какие-то супы, лепешки. Остановился у одного из ларьков понаблюдать за процессом. Здесь виртуозно работал молодой парень-повар. Он слегка раскатывал на столе, засыпанном мукой, небольшие кусочки теста, потом в воздухе на пальцах растягивал их до нужных размеров и бросал на раскаленный противень. Щепотка мелко порубленных овощей, щепотка ярко-красных приправ и еще на каждую лепешку разбивалось по куриному яйцу. При разбивании яиц он держал в руке по три сразу! Низ лепешки по ходу этих действий уже запекался, а после неуловимого движения «размазывания» яйца, края её заворачивались деревянной лопаткой. Ловкий переворот всех лепешек-конвертов на противне, и через пару минут партия готова к продаже!

Аппетитно, в меру гигиенично, состав понятен – я купил две. И ещё бутылку какой-то местной колы. Вернулся к автобусу и, гордый самостоятельностью, протянул жене прямо в открытое окно тепленькое произведение кулинарного искусства. Она тут же с нескрываемым аппетитом откусила… Дальше немая сцена: в ее глазах появилось удивление, потом ужас, она перестала жевать и прикрыла рот рукой. Из широко раскрытых глаз покатились крупные слезы! Я рванул к двери автобуса и «поймав» ее, пулей вылетающую из дверей, потащил за руку к ближайшей мусорной урне. Откушенный кусок так и не был проглочен, большая часть колы ушла на полоскание рта, и только после этого я услышал от жены первый звук: Ха! – с чувством выдохнула она, словно в фитнес-зале после серии тяжелейших упражнений.

Да… Но надо ж и мне попробовать. "Нет! Нет! Нет! – яростно замахала руками жена, словно я собирался откусить голову живой змее. – Это есть невозможно! Но я ел: откусывал маленькими кусочками, осторожно, будто раскаленные угольки, пережевывал и глотал. Во рту горело – перцев всех видов и еще каких-то немыслимо жгучих специй в этом мучном изделии под названием роти (это узнали позже) было в разы больше допустимого, не «спасали» даже тесто и яйцо. И все-таки я свою лепешку съел! Здравствуй, Шри-Ланка, буду играть по твоим правилам!

К концу этого нелегкого дня мы вышли из автобуса в городке Мирисса, расположенном на южной оконечности острова, недалеко от Матары. С помощью местного «тукера» нашли приличный гестхаус, это такой мини-отель «домашнего» типа. Когда солнце садилось в воды Индийского океана, мы уже сидели за столом, вынесенным прямо во двор, наблюдали за небольшим вараном, который бегал вдоль изгороди, ища выход, и наслаждались шумом прибоя. Тем временем хозяйка гестхауса готовила нам двух огромных свежайших лобстеров, только что принесенных ей рыбаками.

МАЛЕНЬКАЯ АНГЛИЯ

Три дня мы провели на песочных пляжах Мириссы. Купались, загорали и наслаждались лепешками роти (испеченными специально для нас в «щадящем» варианте), ели свежие морепродукты и рыбу, пили кокосовый сок через трубочку прямо из кокоса. А потом двинулись вглубь острова – в Эллу.

В последующие несколько дней мы испытали другие эмоции, дышали другим воздухом – не только потому, что оказались сначала в холмистой, а потом и в горной местности. Здесь, в Элле и Нувара-Элии, всё было по-другому: природа, температура, архитектура и даже транспорт. И во всем чувствовалась «рука» англичан, которые владели островом в течение двух с половиной веков, над всем витал английский дух.

Эллу посещают, наверное, все туристы, прибывающие в страну – и организованные в группы, и вольные, как мы. Потому что отрезок железнодорожного маршрута (железную дорогу построили англичане) отсюда до Нану Оя, пригорода Нувара-Элии, считается самым красивым в мире. На железнодорожной станции мы встретили семейную пару из Голландии, с которой уже пересекались в автобусе, отправлявшимся из Коломбо. Многодетную семью датчан, путешествующую по стране на минивэне с гидом. Группу туристов из Австралии. А потом сели в поезд и любовались бесконечной зеленью чайных плантаций, пролетающих за окном (чай завезли на остров англичане), хрустели орешками, купленными у проходящих по вагонам лоточников, высовывались из незастекленных оконных проемов, глотая открытым ртом чистейший горный воздух и даже делали сэлфи, стоя в дверном проеме вагона с отсутствующей дверью и судорожно держась за поручень… 

В Нувара-Элии мы поселились в отеле Trevene. Выбор не был случаен – еще дома прочитали в интернете, о том, что под отель переделано колониальное английское бунгало со 150-летней историей. И правда: скрипучие полы из толстых досок, массивная деревянная мебель, деревянные же оконные рамы со ставнями, старинный действующий камин – все погружает в атмосферу 19 века. И только бар-холодильник в углу, да плазма на стене напоминают: эй, дружище, век на дворе 21-й, если что!

Обратил внимание на большое окно в сводчатом потолке спальни, оно было расположено прямо над кроватью. Зачем? Ведь окна есть во всех стенах, разве и так мало солнца? И только ночью, когда были погашены свечи (простите, потушен свет!) и в спальне воцарилась темнота, понял: колонизаторы знали толк в релаксе. Сквозь стекла окна в потолке на нас смотрели широко открытыми глазами яркие звезды созвездия Южный Крест.
В Нувара-Элии есть, чем полюбоваться: озеро Грегори и прилегающая к нему территория, парк Виктория с лужайками и прудами – это любимые места отдыха для горожан и, понятно, туристов. Множество сохранившихся домиков, построенных в викторианском стиле, каменные мостики «а-ля Георг IV» над ручьями, гольф-поля и сады с дорожками и беседками. Банально, но по-другому и не скажешь, – маленькая Англия!

Прогуливаясь по парку Виктория, мы познакомились с семьёй сингальцев. Глава семьи – Тисса, молодой офицер полиции, свободно говорящий на английском, открытая, улыбчивая жена, забавные, фотогеничные дети. От этого получасового общения с ними получили громадное удовольствие. Тисса дал (так, на всякий случай) номер мобильного телефона знакомого таксиста Намала, который смог бы устроить нам экскурсию по окрестностям. 

Протекли неспешно, по-английски, три дня, которые мы отмерили сами себе на посещение «маленькой Англии», - и вновь в путь! Напомню, что во время этого путешествия мы перемещались, как и планировали изначально, на общедоступном транспорте – рейсовых автобусах, поездах, «тук-туках» и только в этот раз решили сделать исключение: воспользовались подсказкой офицера Тиссы и часть пути от Нувара-Элии до Канди проехали на такси, стареньком «мерседесе». Но как проехали! Эти три десятка километров включили в себя посещение Ботанического сада Ханкгала (заложенном, понятно, англичанами и обжитом местными обезьянками всевозможных видов), двух красивейших водопадов Devon и St.Clair’s, высота которых от 80 до 100 метров, а большая часть пути лежала среди великолепных, картинных чайных плантаций!

Фотосессии у водопадов и на фоне чайных кустов – редкий случай, когда мы попадаем в кадр вдвоем, – таксист Намал был сейчас нашим фотографом. Интереснейшие рассказы об истории и природе этих мест – у гида Намала неплохой английский. А еще он завез нас на чайную фабрику. Минут сорок мы неспешно ходили по ее пустынным выставочным залам. Редкое наслаждение: в этот час здесь не было туристов-«пакетников», вваливающихся в такие заведения большими группами (равными количеству посадочных мест в автобусе), галдящих и скупающих всю продукцию без разбора, дабы уложиться в отведенное на «экскурсию» время. А значит, нам всё внимание. И все сотрудники здесь говорят на английском… Мы выбрали и купили несколько упаковок чая, увы, путешествие с рюкзаками имеет свои минусы – даже находясь на Цейлоне, ты не можешь увезти с собой чемодан «цейлонского»! Когда уходили, я заметил, что нашему гиду тоже вручили пакет с парой фирменных пачек, видимо, гонорар за привезенных покупателей.

Наш новый добрый знакомый довез нас до небольшой железнодорожной станции, помог купить билеты на поезд до нужного пункта и назвал сумму за свои услуги – 30 километров пути и великолепную пятичасовую экскурсию. Эта сумма равнялась нашим 800 рублям! Я дал в два раза больше. Он сначала отказывался, потом взял, поблагодарил, и мы тепло расстались. А через пять минут Намал вернулся от машины и протянул мне пакет с чаем – свой недавний гонорар.

Читайте и смотрите еще больше статей и фото удивительных мест, в которых побывал Николай Лукановский


Количество просмотров: 4902
Комментарии
0
Добавить комментарий
CAPTCHA